Специфика развития воображения на данном возрастном этапе

 

Воображение – один из важных психических познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебни­ках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. При изучении истории необходимо воссоздать в своем воображении картины прошлого, изучение географии невозмож­но без представления ландшафтов, образа жизни людей других стран, литературы – без наглядного представления описанной ситуации, образов действующих лиц, картин природы. Про­странственное воображение совершенно необходимо при изуче­нии геометрии, овладении элементарными навыками рисования и черчения.

Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Непо­средственные впечатления (посещение музеев и выставок, про­смотр кинокартин, экскурсии, труд на пришкольном участке и т.д.) также развивают воображение.

Рассмотрим основ­ные тенденции развития воображения в младшем школьном воз­расте:

1) совершенствуется воссоздающее вообра­жение, связанное с представлением ранее воспринятого или со­зданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Представления младших школьников постепенно становятся бо­лее реалистическими, все более верно отражают содержание учебных предметов, прочитанных детьми книг, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы.

2)творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. И здесь образы становятся более реали­стичными. В воображении младшего школьника все чаще создаются образы, не противоречащие действитель­ности (хотя и не являющиеся простым отражением опыта), что связано с развитием способности ребенка к критической оценке.

Таким образом, воображение младших школьников, с одной сто­роны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений (что и придает ему творческий характер), с дру­гой – усиливается реализм воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиций логики, законов объективного мира.

Следует обратить внимание еще на одну особенность детско­го воображения, которую порой неправомерно принимают за проявление лживости. Дети 7-8–летнего возраста иногда, увле­ченно пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, совер­шенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогаща­ют его выдуманными подробностями. Это явный случай пе­реплетения фантазии с реальностью, причем ребенок и сам искренне верит тому, что так было. Невинно фантазирует ребенок и тогда, когда хочет вызвать интерес взрослого к своему рассказу, привлечь его внимание; когда ребенок, чувствуя себя ущемленным в каком-то отно­шении, испытывает своеобразную потребность в самоутверждении, желает возвыситься в глазах взрослых или своих сверстни­ков. Преодолевать подобное фантазирование младшего школь­ника, конечно, необходимо, но надо делать это мягко, чутко и тактично.