Специфика развития воображения на данном возрастном этапе
Воображение – один из важных психических познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. При изучении истории необходимо воссоздать в своем воображении картины прошлого, изучение географии невозможно без представления ландшафтов, образа жизни людей других стран, литературы – без наглядного представления описанной ситуации, образов действующих лиц, картин природы. Пространственное воображение совершенно необходимо при изучении геометрии, овладении элементарными навыками рисования и черчения.
Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Непосредственные впечатления (посещение музеев и выставок, просмотр кинокартин, экскурсии, труд на пришкольном участке и т.д.) также развивают воображение.
Рассмотрим основные тенденции развития воображения в младшем школьном возрасте:
1) совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Представления младших школьников постепенно становятся более реалистическими, все более верно отражают содержание учебных предметов, прочитанных детьми книг, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы.
2)творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. И здесь образы становятся более реалистичными. В воображении младшего школьника все чаще создаются образы, не противоречащие действительности (хотя и не являющиеся простым отражением опыта), что связано с развитием способности ребенка к критической оценке.
Таким образом, воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений (что и придает ему творческий характер), с другой – усиливается реализм воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиций логики, законов объективного мира.
Следует обратить внимание еще на одну особенность детского воображения, которую порой неправомерно принимают за проявление лживости. Дети 7-8–летнего возраста иногда, увлеченно пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащают его выдуманными подробностями. Это явный случай переплетения фантазии с реальностью, причем ребенок и сам искренне верит тому, что так было. Невинно фантазирует ребенок и тогда, когда хочет вызвать интерес взрослого к своему рассказу, привлечь его внимание; когда ребенок, чувствуя себя ущемленным в каком-то отношении, испытывает своеобразную потребность в самоутверждении, желает возвыситься в глазах взрослых или своих сверстников. Преодолевать подобное фантазирование младшего школьника, конечно, необходимо, но надо делать это мягко, чутко и тактично.