Начальные формы самосознания
Самым заметным отличительным признаком двухлетних детей является знаковая репрезентация, т.е. использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний. Наиболее яркое выражение символическая репрезентация находит в речевом развитии или символической игре. Двухлетние дети способны имитировать произошедшие события, знакомые роли и действия: любой предмет может использоваться в качестве заменителя другого – девочки используют карандаш вместо градусника, носовой платок вместо одеяльца для куклы. Символическая функция активизирует развитие речи и обогащение словаря. Таким образом, знаковая репрезентация является важнейшей функцией зарождающегося самосознания.
Другой его функцией становится осознание своей особенности. К концу второго года жизни дети начинают употреблять местоимение «я». Система «Я» является центральным новообразованием возраста, которая знаменует появление начальных форм самосознания. Символ «Я» становится активным заменителем имени, с которым ребенок отождествлял себя. До сих пор употреблялись выражения «Маша хочет спать», «Маша пошла играть».
Самое частое требование и высказывание трехлетки – «я сам», знаменующее новообразование возраста, названное Л.И. Божович «самостью». Ребенок претендует на освоение мира путем самостоятельных действий, отказывается от помощи взрослых, устанавливая с ними новый порядок взаимоотношений. Социальная ситуация развития ребенка определяется как начало отделения от взрослых. Она сопровождается «кризисом трех лет». Это явление знаменует переход к новому возрастному периоду.
Рассмотрим признаки «кризиса трех лет».
1. Негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо делать только потому, что этого требует взрослый. То есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя моментами:
1) на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку;
2) негативизм характеризует новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции.
2.Упрямство. Обычно упрямство определяют как настойчивость вопреки аргументам. Мотивом упрямства является первоначальное решение ребенка.
3. Строптивость. Симптом строптивости считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название «возраста строптивости».
От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве. Строптивая установка выражается не в отношении к человеку, а в отношении ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, и даже к интересовавшим прежде игрушкам.
4. Своеволие – тенденция ребенка к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам.
Существуют еще три симптома кризиса, но они имеют второстепенное значение. В их числе – протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.
С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает употреблять бранные слова. Этот симптом проявляется и в отказе от любимой прежде игрушки, обесценивании ее. В семье с единственным ребенком у него может возникать желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ревность – это та же тенденция к господству, деспотизму, к власти.
Данные проявления выступают в качестве основных симптомов для кризиса трех лет. Они обнаруживают требование ребенком самостоятельности, протест против форм опеки, которые сложились в раннем возрасте.
Ребенок в раннем детстве постоянно находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающими, от которых он зависит. Все симптомы кризиса вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей.
Разрешение кризиса трех лет наилучшим образом происходит в новом виде деятельности – игре, удовлетворяющей претензии ребенка на самостоятельность.