Начальные формы самосознания

 

Самым заметным отличительным признаком двух­летних детей является знаковая репрезентация, т.е. использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний. Наиболее яркое выражение симво­лическая репрезентация находит в речевом развитии или символической игре. Двухлетние дети способны имитировать произошедшие события, знакомые роли и действия: любой предмет может использоваться в качестве заменителя другого – девочки используют карандаш вместо градусника, носовой платок вместо одеяльца для куклы. Символическая функция ак­тивизирует развитие речи и обогащение словаря. Таким образом, знако­вая репрезентация является важ­нейшей функцией зарождающегося самосознания.

Другой его функцией становится осознание своей особенности. К концу второго года жизни дети начинают употреблять местоимение «я». Система «Я» является центральным новообразованием возрас­та, которая знаменует появление начальных форм са­мосознания. Символ «Я» становится активным заме­нителем имени, с которым ребенок отождествлял себя. До сих пор употреблялись выражения «Маша хочет спать», «Маша пошла играть».

Самое частое требование и высказывание трехлет­ки – «я сам», знаменующее новообразование возрас­та, названное Л.И. Божович «самостью». Ребенок пре­тендует на освоение мира путем самостоятельных дей­ствий, отказывается от помощи взрослых, устанавливая с ними новый порядок взаимоотношений. Социальная ситуация развития ребенка определяется как начало отделения от взрослых. Она сопровождается «кризисом трех лет». Это явление знаменует пе­реход к новому возрастному периоду.

Рассмотрим признаки «кризиса трех лет».

1. Негативизм – такие проявления в по­ведении ребенка, когда он не хочет что-либо делать только потому, что этого требует взрослый. То есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя моментами:

 

1) на первый план выступает социальное от­ношение, отношение к другому человеку;

2) негативизм характеризует новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действу­ет непосредственно под влиянием аффекта, а поступа­ет наперекор своей тенденции.

2.Упрямство. Обычно упрямство определяют как настойчивость вопреки аргументам. Мотивом упрямства является первоначальное решение ребенка.

3. Строптивость. Симп­том строптивости считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название «возраста строптивости».

От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Строптивость направ­лена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеоб­разном детском недовольстве. Строптивая установка выражается не в отношении к человеку, а в отношении ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, и даже к интересовавшим прежде игрушкам.

4. Своеволие – тенденция ребенка к самостоятельнос­ти. Ребенок хочет все делать сам.

Существуют еще три симптома кризиса, но они имеют второстепенное значение. В их числе – про­тест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.

С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает употреблять бран­ные слова. Этот симптом проявляется и в отказе от любимой прежде игрушки, обесценивании ее. В семье с единственным ребенком у него может возникать же­лание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Рев­ность – это та же тенденция к господству, деспотиз­му, к власти.

Данные проявления выступают в качестве основ­ных симптомов для кризиса трех лет. Они обнаружи­вают требование ребенком самостоятельности, протест против форм опеки, которые сло­жились в раннем возрасте.

Ребенок в раннем детстве постоянно находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающими, от которых он зависит. Все симптомы кризиса вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей.

Разрешение кризиса трех лет наилучшим образом происходит в новом виде деятельности – игре, удов­летворяющей претензии ребенка на самостоятель­ность.