Сенсорно-перцептивное развитие младенца

Роль разнообразных ощущений первый год жизни необычайно велика. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию моз­га и совершенствованию зрительной системы увели­чивается объем информации, которую органы чувств могут воспринимать. От рождения до года в той или иной мере развиваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпе­вает зрение. Зрительное сосредоточение, появившее­ся еще на этапе новорожденности постепенно совер­шенствуется. Уже у двухмесячного ребенка отмечает­ся стремление рассматривать лица и глаза других людей. В четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Многие малыши на­чинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей другим. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

В это время дети положительно реагируют на мяг­кие оранжевые тона, могут даже прекратить плач при появлении в поле их зрения предметов оранжевого цвета, что говорит о первом цветоразличении. Иссле­дователи называют этот возраст «оранжевым перио­дом». К трем месяцам у ребенка формируется биноку­лярное зрение.

Способность удерживать в памяти представление о постоянстве размера какого-либо объекта наблюда­ется у детей уже в полгода. А вот восприятие постоянства формы предметов возникает достаточно поздно – меж­ду восемью и десятью месяцами.

Способность малышей различать звуки начинает быстро развиваться после первого месяца жизни. К примеру, в четыре месяца дети могут отличить мате­ринский голос от отцовского, а их голоса – от голоса незнакомого человека.

Восприятие прикосновений, или осязание (тактиль­ные ощущения), развивается у детей лучше других способностей. К концу первого года малыши могут опознавать объекты, опираясь только на свое осязание, и отличать знакомый объект от незнакомого даже в темноте. Благодаря развитию способности вос­приятия различных видов пищи – сладкой, горячей, соленой, у детей уже на первом году жизни начинает вырабатываться предпочтение определенных вкусовых ощущений.

 

Динамика развития восприятия у младенцев
Действия восприятия Возраст
Ребенок обнаруживает звуко-зрительно-двигательные связи (поворот головы и глаз на звуки), следит за движениями предметов и людей 0-1 ме­сяц
Распознает многие звуки речи Один месяц
Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать не только на отдельные его фрагменты, но и на объект в целом Два ме­сяца
Обладает бинокулярным и периферическим зрением; отли­чает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имити­рует высокие и низкие звуки Три ме­сяца
Связывает голос матери с ее лицом и другие звуки с их ис­точниками. Отличает голоса матери и отца от голосов не­знакомых людей. Различает плоскостные и объемные изо­бражения Четыре месяца
Различает вертикальное и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклон­ных) Пять-шесть месяцев
Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов Шесть месяцев
Активизируются зрительная и двигательная системы ребен­ка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины Семь месяцев
Способен воспринимать постоянство формы объектов Восемь месяцев
Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые пред­меты Десять- двенадцать месяцев