Сенсорно-перцептивное развитие младенца
Роль разнообразных ощущений первый год жизни необычайно велика. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию мозга и совершенствованию зрительной системы увеличивается объем информации, которую органы чувств могут воспринимать. От рождения до года в той или иной мере развиваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности постепенно совершенствуется. Уже у двухмесячного ребенка отмечается стремление рассматривать лица и глаза других людей. В четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Многие малыши начинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей другим. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
В это время дети положительно реагируют на мягкие оранжевые тона, могут даже прекратить плач при появлении в поле их зрения предметов оранжевого цвета, что говорит о первом цветоразличении. Исследователи называют этот возраст «оранжевым периодом». К трем месяцам у ребенка формируется бинокулярное зрение.
Способность удерживать в памяти представление о постоянстве размера какого-либо объекта наблюдается у детей уже в полгода. А вот восприятие постоянства формы предметов возникает достаточно поздно – между восемью и десятью месяцами.
Способность малышей различать звуки начинает быстро развиваться после первого месяца жизни. К примеру, в четыре месяца дети могут отличить материнский голос от отцовского, а их голоса – от голоса незнакомого человека.
Восприятие прикосновений, или осязание (тактильные ощущения), развивается у детей лучше других способностей. К концу первого года малыши могут опознавать объекты, опираясь только на свое осязание, и отличать знакомый объект от незнакомого даже в темноте. Благодаря развитию способности восприятия различных видов пищи – сладкой, горячей, соленой, у детей уже на первом году жизни начинает вырабатываться предпочтение определенных вкусовых ощущений.
Динамика развития восприятия у младенцев | |
Действия восприятия | Возраст |
Ребенок обнаруживает звуко-зрительно-двигательные связи (поворот головы и глаз на звуки), следит за движениями предметов и людей | 0-1 месяц |
Распознает многие звуки речи | Один месяц |
Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать не только на отдельные его фрагменты, но и на объект в целом | Два месяца |
Обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки | Три месяца |
Связывает голос матери с ее лицом и другие звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей. Различает плоскостные и объемные изображения | Четыре месяца |
Различает вертикальное и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных) | Пять-шесть месяцев |
Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов | Шесть месяцев |
Активизируются зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины | Семь месяцев |
Способен воспринимать постоянство формы объектов | Восемь месяцев |
Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы | Десять- двенадцать месяцев |