Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность

Феномен музыкальной одаренности.

Если всмотреться в портреты и судьбы тех музыкантов, которые вошли в историю искусства своей необыкновенной одаренностью, то сразу обращают на себя внимание два, если можно так выразиться, типа музыкальной одаренности.

Давайте запишем: типы музыкальной одаренности. Первый из них представлен яркими фигурами музыкальных вундеркиндов. Музыкальными вундеркиндами обычно называют одаренных детей, которые заявили о себе публично. Вундеркинды восхищают прежде всего, невероятной свободой, легкостью, с которой они справляются с техническими трудностями, значительно превышающими все мыслимые представления о музыкальных возможностях их возраста, а также редкой «одушевленностью» игры, легкостью чтения с листа, естественным, недетским артистизмом. Второй тип это «аутодидакты» (от греч. auto - само; didaktikos - поучающий). Аутодидакт - это особый тип одаренной личности, развитие и профессиональное становление которой определяется главным образом самообучением, самообразованием, самовоспитанием. Разделение на два этих тина достаточно условно.

Вопрос: Каким называют сензитивный период?

Сензитивный период - период, когда те или иные воздействия оказывают большее влияние на развитие психической функции, на психическое развитие в целом, чем до или после него.

Исследователями выделены определенные сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

Текст под запись: Общая длительность периода музыкальной сензнтивности - примерно от двух-двух с половиной до одиннадцати-тринадцати лет.

Индивидуальная вариативность музыкальной сензнтивности, как полагают, связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей. Наследственные факторы не противоречат, но усиливают действие возрастной сензитивности. Но нельзя выделить доминирующий фактор формирования музыкальной одаренности.

В настоящее время есть мнение, что предпосылки «музыкального сознания» вызревают относительно независимо от так называемого общего интеллекта.

Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются примерно на два-четыре года раньше, нежели у детей способных, обладающих хорошими музыкальными данными, и носят быстрый, «взрывной» характер, напоминающий так называемое одноразовое научение, или научение по импринтинговому типу.