Занятие: Методы обучения общей биологии. Лекционно-семинарская система обучения общей биологии. Выбор методов и форм обучения общей биологии.

 

Задачи: Способствовать закреплению и углублению зна­ний о содержании, методах, формах обучения и их специфики в общей биологии; усвоению по­нятий лекции и семинара как специфических методов обучения общей биологии; усвоению понятий лекционно-семинарской системы обуче­ния старших школьников; Формированию умений моделирования лекционно-семинарской системы и выбора методов и форм в ней.

Оборудование: сборник действующих программ и учебников курса биологии, учебно-методические пособия и литература по общей биологии; микроскопы и микропрепараты по обвей биологии.

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

I. Проверка домашнего задания.

1.Охарактеризуйте особенности лекционно-семинарской системы обучения общей биологии, ее структуру, возможности в развитии учащихся 10-11 классов; недостатки системы.

2. Дайте определение метода обучения - лекции. Каковы осо­бенности классификации методов лекции и характеристика их ви­дов. Охарактеризуйте содержание биологического материала, соответствующее методу лекции.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Выполняется отдельными группами студентов.

Задание!. Разработайте методику школьных лекций по теме: *Клеточнай теория" (вводная в тему). Определите учебно-воспитательные и развивающие задачи темы по основам цитологии.

Проанализируйте особенности содержания учебного материала темы, для этого проследите логическую структуру темы (схе­ма № ), объясните, чем она обусловлена в общей биологии, как развиваются цитологические понятия. Проанализируйте развитие понятия о клетке при изучении биологии в школе (6-9 кл).

Запись оформите в виде таблицы (таблица № ), сделайте вы­воды.

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ

Таблица № РАЗВИТИЕ ПОНЯТИИ О КЛЕТКЕ В КУРСЕ БИОЛОГИИ

Раздел биологии Тема 1 Особенности содержания понятий о клетке.
V. Растения    

 

Задание 2. Познакомьтесь с содержанием учебного материала темы по типовой программе. Какие методы наиболее целе­сообразны (психолого-педагогически обусловлены) при изучении теоретического материала? Изучите лекционно-семинарскую систе­му, предложенную ниже. Обсудите в группе (3-4 человека) целе­сообразность предложенной системы или обоснуйте другой вариант лекционно-семинарской системы изучения темы (запишите ее). Ка­ковы связи уроков между собой, всех уроков с химией?

 

ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ" (13 ч)

Урок 1. Цитология как наука. Клеточная теория (вводная лек­ция) .

Урок 2. Химический состав клетки. Неорганические соединения клетки. Вода и ее биологическая роль в клетке.(Методика инте­грированного урока).

Урок 3. Органические вещества клетки. Углеводы и липиды. Их биологическая роль.(Методика традиционная).

Урок 4,5. Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты. Роль в клетке. (Методика традиционная или проблемные лекции).

Урок 6,7. Строение и функции органоидов клетки. (Методика традиционная).

Урок 8. Строение и функции ядра клетки. Прокариоты и эука-риоты. (Обзорная лекция или традиционная методика).

Урок 9. Обмен веществ и энергии в клетке. Роль АТФ в обмене (Обзорная лекция).

Урок 10.11. Особенности пластического обмена в животной клетке. Биосинтез белка. (Тематическая лекция).

Урок 12. Особенности пластического обмена в растительной клетке. Фотосинтез. Космическая роль фотосинтеза. (Тематичес­кая лекция).

Урок 13. Семинар по теме: "Основы цитологии".

Урок 14. Зачет.

 

Задание 3. Воспользуйтесь знаниями психолого-педаго­гических основ метода и формы обучения - лекции. Составьте структуру урока-лекции на тему: "Цитология как наука. Основные положения клеточной теории", по алгоритму, предложенному ниже. Какой тип этой лекции наиболее целесообразен? Предложите наи­более активную форму лекции по этой теме (вводная, тематичес­кая. обещающая, обзорная, проблемная, лекция-блицтурнир, лек­ция-мозговой штурм (брейн сторминг)).

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ.

 

Структурные компоненты Содержание и функции структурных компонентов
I. Вводная часть - сообщение темы лекции; - формулировка задач и плана лекции (мотивация учения на лекции); - краткая характеристика обсуждаемой проблемы на лекции, как актуальной - освещение вопросов к семинару по теме лекции; - сообщение литературы к семинару (организация работы с ней); - установление связи с изученным материалом по теме.
II.Основная часть   - изложение лекции в структуре вида - знаний (теории, законы, понятия); - информация по вопросу или теория в определенной последовательности; - социокультурные предпосылки создания - теории, закона; - основные положения теории или закона (их доказательство, факты); - теоретическое и практическое значение теории и закона биологического явления; - перспективы изучаемой проблемы (теории, законы); (по ходу изложения выявляются и ликвидируются пробелы в знаниях школьников и управление конспектированием).
III. Заключение - Формулировка выводов по лекции; - закрепление и применение усвоенных знаний; - указание к дальнейшей самостоятельной работе по теме к семинару, зачету.

 

При этом учтите преимущества лекции как метода:

- - создает целостное восприятие учебного материала темы (те­ории, законы, биологические явления);

- компактное, логически последовательное изложение, с большой информационной емкостью содержания лекции;

- выделяет теоретическое "ядро" биологического материала. за счет чего осуществляется дальнейшее его изучение и обоснование отдельных его положений, теорий с привлечением доказательств, фактов;

- развивает логическое мышление в структуре научного позна­ния; самостоятельность как качество личности, так как ученик наблюдает и "усваивает" логические построения учи­теля в структуре теории, закона, плана лекции;

- позволяет экономно использовать учебное время за счет быстрого изложения большого по объему материала;

- формирует общеучебные умения конспектировать, работать с литературой; интеллектуальные - обобщать, систематизиро­вать, строить логические доказательства.

 

Учтите что лекции имеют недостатки. Она требует энциклопедических знаний лектора и умения их читать, т.е. длительной и серьезной подготовки. На лекции слаба деятельность учащихся,а значит и усвоение сложного теоретического материала.

Задание 4. Используйте пособия по общей биологии и подготовьте задания для учащихся трех уровней для усвоения по­нятий темы "Основы цитологии". (Задание завершается дома и го­товится его отчет на семинаре.

Задание на дом:

1. По теме текущего занятия:

Разработать план-конспект лекции по теме: "Органические вещества клетки. Белки, особенности строения и биологи­ческая роль" С1 группа); "Особенности пластического обмена в животной клетке. Биосинтез белка" (2 группа).

2. Изучите тематическую лекцию "Энергетический обмен в клетке", по конспекту, предложенному ниже (Приложение); смоделируйте ее на следующем занятии в деловой игре, проанализируйте ее методику.

 


 

Лекционно-семинарская система обучения биологии.

ПЛАН:

I. Лекционно-семинарская система (ЛСС), ее сущность, направле­ния, повышения эффективности.

II. Лекция (Л), как метод обучения биологии и его методическая характеристика.

III. Семинар (С) - метод обучения, его структура, организация и характеристика метода.

 

Литература:

1. Гузик Н.П., Пучков М.П. Лекционно-семинарская система обу­чения химии. Киев, Рад. Школа, 1979 г.

2. Зверев И.А., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания био­логии. М.: Просвещение, 1985 г.

3. Ильина Т. Педагогика. М.: Просвещение. 1984 г.

4. Корсунская В.Н. Уроки общей биологии. Н.: Просвещение, 1980 г.

5. Методика обучения общей биологии. Мягкова А.Н.. Комисса­ров Б.Д.. М.: Просвещение, 1985 г.

6. Организация учебной деятельности школьников на уроке биоло­гии. М.: Просвещение, 1987 г.

7. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Пед. общество России, 1996 г.. 1998 г., 1999 г.

8. Романенко В.Е. Семинарские занятия в школе. К.. 1981 г.

9. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997 г. 1998 г.

10. Усова А.В., Завьялова В.В. Учебные конференции и семинары г.-. физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1985 г.. 1988 г.

11. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Юрист, 1997 г.

12. Журнал "Биология в школе", н.6. 1985 г. и др. (Лекции и семинары по биологии).

 

I. Современные образовательные системы характеризуются доста­точно активным поиском' решения назревших проблем развития со­держания через повышение теоретического уровня содержания, на­правленного на стандартизацию содержания, на разработку содер­жания для многопрофильного биологического обучения, на разра­ботку содержания для углубленного обучения.

Актуальны и проблемы развития форм и методов обучения, лик­видирующих недостатки классно-урочной системы и активизирующих деятельность учащихся по усвоению материала. Так активно иссле­дуются методы и Формы совместного обучения: диспуты, дискус­сии, диалоги. Исследуется проблема адаптации метел " и форм высшей школы в среднюю: лекционно—семинарские методы и формы, прессконфереэнции. симпозиумы и др. Актуальными являются иссле­дования инновационных методов и форм обучения биологии.

Содержание школьного биологического образования также раз­вивается вслед за наукой биологией в направлении теоретизации, обобщения, формирования биологических теорий, законов. В соде­ржании школьного биологического материала эта особенность отражается в специальном обобщающем курсе "Общая биология" в 10 - 11 классе в виде формулируемых в этом курсе специфичных ви­дов знаний. Это не биологические термины, факты, представления и эмпирические понятия, а теоретические знания: общебиологиче­ские понятия, идеи, биологические теории, законы и закономер­ности.

Эта особенность содержания закономерно обусловливает необходимость использования соответствующих этому содержанию мето­дов и форм обучения.

Дидактические и методические исследования, опыт работы школ, позволяют установить дидактическую и методическую зако­номерность о том, что эти виды знаний наиболее эффективно усваиваются в лекционно-семинарско-зачетной системе обучения. Сложившаяся современной в школе система лекционно—семинарской Формы обучения имеет ряд недостатков, выявленных при анализе практики и анкетировании учителей: 29% учителей используют эту форму; 42% используют фрагментарно; 59% используют метод лекции интуитивно, не зная особенностей этой формы и метода. ориентируясь на методику вузовских лекций и семинаров; 21% затрудняются определять содержание лекции по биологии; 60% указывают на малую образовательную эффективность семинарских и зачетных занятий.

Этот анализ показывает направления повышения эффективности лекционно-семинарской системы. Они изложены в теоретических исследованиях и освещены в ряде работ. Голант Е.Я., Гутина Б.С Ильина Т.А. определили признаки метода лекции; Щербаков И.Г. определяет признаки семинара как метода; функции и роль лекции и семинара раскрываютя Гутиковой Б.С. и Голант Е.Я.. Определе­ние метода лекции и семинара раскрыто в работах Ильиной Т.А.» Гурьянова В.В., Казанцева И.Н. и Стрекозина В.П., они же раз­работали и классификацию лекции и семинара.

Отбор содержания учебного материала на лекции и семинаре осудествлен Усовой А.В., Завьяловым В.В.. Гузиком Н.П.. Разра­ботаны методические рекомендации осуществления лекционно-семи­нарской системы обучения биологии Мягковой А.Н., Комиссаро­вым Б.Л., Ивановой Т.В.. Эти исследования и определили теорию и практику лекционно-семинарской системы обучения.

В дидактике и методике преподавания установлено, что лек­ция и семинар представляют собой дидактическую категорию специфического обучения в старших классах, влияющего на полноту, теоретическую оформленность, фактическую точность, прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Установлено, что лекционно-семинарская Форма как система обучения сочетает в себе все звенья процесса усвоения:

восприятие общебиологических понятий, теорий, законов осу­ществляется на:

Ø вводных лекциях;

Ø вводных уроках;

осмысление (понимание) на:

Ø тематических лекциях;

Ø уроках;

Ø самостоятельных работах;

Ø обобщающих лекциях;

закрепление (запоминание) - на:

Ø обобщающих лекциях;

Ø уроках и экскурсиях;

Ø семинарах;

Ø консультациях;

Ø зачетах;

систематизация и обобщение - на:

Ø обучающих и тематических лекциях и уроках;

Ø обобщающих лекциях и уроках;

Ø семинарах;

применение знаний — на:

Ø обобщающих лекциях;

Ø семинарах;

Ø лабораторных и практических работах, при применении биологических знаний.

Положение о лекционно-семинарской системе как о дидактичес­кой категории определяет суть лекционно-семинарского обучения, которая заключается в постепенном и разностороннем изучении ведущих биологических теорий, законов и закономерностей поня­тий на основе структурирования учебного материала в следующей системе:

ЛЕКЦИЯ:

– способствует раскрытию биологических теорий и законов;

– формирует целостное восприятие всей темы;

– происходит первичное восприятие биологических теорий и законов;

– осуществляется взаимосвязь о процессах и явле­ниях, изучаемых в теме;

– усваивается фактологический материал, отдель­ные положения теорий, законов, биологические понятия.

УРОК. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

– обеспечивают усвоение фактологического матери­ала, отдельных положений теорий, законов;

– в ходе урока материал конкретизируется, углуб­ляется. закрепляется, осмысливается.

СЕМИНАР. ЗАЧЕТ:

– способствуют обобщению, систематизации, конт­ролю, коррекции знаний в свете законов, теорий, идей.

Таким образом, лекционно-семинарская Форма представляет си­стему, когда все формы связаны через преломленные в них тео­рии, законы, идеи; структура системы предполагает гибкое сочетание всех форм, связанных между собой в лекционно-семинарскую систему.

Как любая образовательная система, лекционно-семинарская имеет в целом и недостатки: ограниченная познавательная актив­ность учащихся в процессе использования лекции и семинара, ограниченные возможности лекции для внедрения в разнообразных Форм и методов изучения нового материала. Так ограничено учас­тие учащихся в беседе, в самостоятельном творческом поиске, затруднен дифференцированный подход к обучению, применение ин­дивидуальных форм обучения, так как учитель информационно со­общает группе теоретический материал. Ограничены возможности семинарских занятий для применения эффективных методов углуб­ления, проверки и коррекции знаний индивидуально с каждым школьником.

Рассмотрим лекцию как дидактическую категорию. В современ­ных образовательных системах лекция характеризуется и как ме­тод и как форма обучения (если длится в течение всего урока). Бабанский Ю.К., Голант Е.Я., Ильина Т.А. рассматривают школьную лекцию как словесный метод устного монологического изложения учителем теоретического материала, отличающегося большой емко­стью, сложностью логических построений, основанных зачастую на внутри- и межпредметных связях, метод лекция требует большой концентрации произвольного внимания, большой емкости памяти. сформированности мыслительных операций (классификации, абстра­гирования, обобщения) как условий усвоения теоретических зна­ний, поэтому наиболее целесообразно его использование в стар­ших классах (10-11), где эти психические особенности сформиро­ваны в большей степени, чем в подростковом возрасте. В дидак­тических и методических исследованиях обоснована закономерная зависимость содержания и методов обучения. Какое же содержание может быть изучено методом лекции? Установлены следующие осо­бенности биологического материала, изучение которых более це­лесообразно методом лекции:

– При изучении новых биологических понятий, теорий, законов мало или совсем не связанных с предыдущим материалом, с целью актуализации теорий, законов она вводится как целостная систе­ма знаний. Она необходима на вводных лекциях в тему, курс. Так целесообразны вводные лекции на темы: "Клеточная теория", "Эволюционная теория", "Теория антропогенеза", "Учение Вернад­ского В.И. о биосфере" и др.

– При изучении более сложных проблем темы, курса, требующего целостного изложения, которое строится на доказательном обос­новании с привлечением фактического материала, на основе внут­ри- и межпредметных связей. Так целесообразно изучение методом лекции понятий обмена веществ и энергии. Фотосинтеза, матрич­ной теории биосинтеза белка, мейоза, видообразования и др.

– При изучении материала проблематичного, неоднозначно при­нятого в науке, имеющего разнообразную трактовку различными учеными, умозрительного, гипотетического доказательства. Так в общей биологии целесообразно изучение теорий: "Происхождение жизни на Земле". "Синтетическая теория эволюции Ч. Дарвина", "Рассообразование" и др.

– При раскрытии материала, имеющего большое практическое значение, раскрывающего дальнейшее перспективное использование биологических открытий: "Селекция растений", "Селекция микро­организмов", "Биотехнология", ""Генетика человека", "Значение эволюционной теории в практике" и др.

Классификация лекции хоть и условна, но дает представление об имеющейся системе и показывает возможности выбора метода. Наиболее распространенной является классификация по дидакти­ческим целям, которая выделяет: вводные, тематические, обобща­ющие, обзорные лекции и др.

Более современной является классификация по уровню познава­тельной деятельности учащихся, которая рассматривает:

– репродуктивные (где учителем на лекции сообщается биоло­гическая теория, закон или готовое решение проблемы в науке);

– проблемные лекции, лекции блицтурниры, брифинги, мозговая атака (здесь осуществляется мыслительный диалог Учитель -Ученик, активизируется мыслительная деятельность учащих­ся, ставятся проблемные задачи (задания, вопросы), созда­ются и решаются проблемные ситуации).

 

Рассмотрим особенности отдельных типов лекций.

 

1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует школьников в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит учащихся с назначением и зада­чами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи науки и практики, достижения в этой сфере, имена извест­ных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции осуществляется организация работы учащихся, а также дается анализ литературы, рекомендуемой школьникам и уточняются сроки и формы семинаров и зачетов.

2. ЛЕКЦИЯ - ИНФОРМАЦИЯ ориентирована на изложение и объяс­нение научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекции в практике высшей школы.

3. ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

4. ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом про­цесс познания школьников в сотрудничестве и диалоге с учителем приближается к исследовательской деятельности. Содержание про­блемы раскрывается путем организации поиска ее решения или су­ммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

5. ЛЕКЦИЯ - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (нату­ральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, ри­сунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таб­лиц, графов, графиков, моделей).

6. БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ - это разновидность чтения лекции в Фор­ме ме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика).

7. ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ рассчитана на стимулирование школьников к постоянному контролю предлагае­мой информации (поиск ошибки: содержательной, методологичес­кой, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. ЛЕКЦИЯ - КОНФЕРЕНЦИЯ проводится как научно-практическое занятие^ с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5-10 минут.Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представ­ленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений, дополняя и уточняя предложенную информацию, и фо­рмулирует основные выводы.

9. ЛЕКЦИЯ - КОНСУЛЬТАЦИЯ может проходить по разным сцена­риям. Первый вариант осуществляется по типу "вопросы - ответы" Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы по всему разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу "вопросы-ответы-дискуссия", является трояким сочетанием: изложения новой учебной информации лек­тором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

 

Как форма обучения, школьная лекция характеризуется следующей структурой:

вводная часть, включающая:

Ø сообщение темы лекции;

Ø формулировку задач и плана лек­ции;

Ø краткую характеристику проблемы;

Ø освещение состояние вопросов к семинару;

Ø сообщение литературы к семинару;

Ø установление связи с предыдущим материалом.

основная часть, включающая

Ø изложение лекции в структуре ви­да знаний (теории, закона, поня­тия и др.);

Ø информация по вопросу или теории сообщаются в следующей последовательности: социокультурные предпосылки создания теории или закона, положения теории, зако­на, доказательства, факты, теоретическое и практическое значе­ние теории;

Ø раскрываются перспективы этой проблемы;

Ø ликвидируются пробелы знаний школьников и управление конспек­тированием; конспект включает:

– тему, цели лекции;

– список литературы;

– план лекции (устно или письменно);

– конспект, под руководством

– учителя.

заключение, включающее:

Ø подкрепление теории фактами, до­казательствами;

Ø Формулировка выводов по лекции;

Ø закрепление и применение усвоенных знаний;

Ø указания к дальнейшей самостоятельной работе по теме.

 

В исследованиях и практике обучения биологии выявлены преимущества устного метода лекции;

– создает целостную картину восприятия учебного материала;

– компактное, логически законченное изложение;

– большая информационная емкость содержания;

– выделяет теоретическое ядро биологического материала, за счет чего осуществляется дальнейшее его обоснование с привлечением фактологического материала, доказательств;

– развивает логическое мышление, самостоятельность как ка­чество личности, т.к. ученик наблюдает, "усваивает" логическое рассуждение учителя в структуре научного познания и мышления (теории, закона);

– позволяет экономно использовать учебное время за счет быстрого изложения большого по объему материала;

– способствует формированию теоретических знаний и умений обобщать, конспектировать, работать с литературой допол­нительно, строить логические доказательства, аргументи­ровать взгляды и положения теорий.

В практике работы школ, теоретических исследованиях выявлены и недостатки метода лекции;

– пассивность деятельности учавихся в процессе устного из­ложения учителем готового материала;

– ограниченность контактов учащихся между собой в познава­тельном процессе за счет "готового* усвоения от учителя;

– недостаточная сформированность умения выделить главное. конспектировать, затруднения в удержании в памяти боль­шого по объему материала.

– Выявленные недостатки лекции ликвидируются в основном за счет активизации деятельности учащихся и лектора следующими методическими приемами:

– раскрытие целей лекции при помощи учащихся;

– ознакомление учащихся с планом лекции, организация его осмысления;

– завершенное освещение каждого вопроса плана лекции, са­мостоятельные выводы учащихся по вопросам плана;

– сочетание разнообразных методических приемов для активи­зации деятельности учащихся и для осмысления материала, например, применение наглядных методических приемов, по­исковые беседы, проблемные лекции и т.д.;

– организацией самостоятельных работ учащихся в ходе лек­ции с различными источниками, при этом осуществляется самостоятельное углубление, конкретизация сложного мате­риала;

– целенаправленным обучением конспектированию, выделению главного в содержании материала, систематизации, класси­фикации, структурированию.

Кроме того повышает качество лекции выполнение методичес­ких требований к чтению лекции:

– высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий, как правило, мировоззренческое значение;

– большой объем четко и плотно систематизированной и ме­тодически адаптированной современной научной информации;

– доказательность и аргументированность высказываемых суж­дений;

– достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, теткстов, документов;

– ясность изложения мыслей и активизация мышления слушате­лей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

– анализ разных точек зрения на решение поставленных про­блем;

– выведение главных мыслей и положений, формулировка выво­дов;

– предоставление школьникам возможности слушать, осмыслять и записывать информацию;

– умение установить педагогический контакт с аудиторией;

– ипользование дидактических материалов и технических средств;

– применение основных материалов - текста, конспекта, блок-схем, чертежей.

Наряду с лекцией в систему включаются семинары (с целью повышения активности и самостоятельности школьников). Метод семинара (лат. рассадник) - метод коллективной самостоятельной работы учащихся в старших классах с различными источниками знаний (в основном с литературой) с целью конкретизации, уг­лубленного обобщения и Формулирования биологических теорий. законов, понятий, полученных ими знаний на лекции.

На семинаре учащиеся проявляют активность, т.к. сами гото­вят вопросы, используя научно-популярную литературу, наглядные пособия, обращаются за консультацией к учителю.

Обычно семинарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников обсуждать поставленные вопросы, доказательно высказывать свои суждения, на практике применять свои знания и умения, самостоятельно анализировать ответы товарища. Выступления учащихся способствуют разви­тию монологической речи, повышают культуру их общения.

Подготовка к семинару осуществляется по следующему плану:

– выбор темы и определение задач семинара;

– подготовка вопросов для обсуждения (сообщение их на 1-ой лекции в теме);

– распределение заданий и тем сообщений;

– организация предварительной работы, консультации;

– составление плана проведения семинарского занятия;

– выбор методов приемов проведения семинара;

– подбор средств наглядности.

Подготовку к семинару необходимо начать заранее, примерно за 2-3 недели. Учитель сообщает тему, задачи семинарского за­нятия, вопросы для обсуждения, распределяет доклады, указывает список литературы, проводит консультации.

На первых этапах подготовки к семинарским занятиям учите­лю необходимо учить учиться готовить доклады (помочь составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы и заключения). Проведению семинара предшествует консультация, которая проводится во внеурочное время. На консультации учи­тель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовлен­ные доклады, сообщения, подобранные наглядные пособие.

Важным требованием к докладам является их кратковремен­ность (4-6 мин), что позволяет вовлечь большое число учащихся. Успех семинара обусловлен вовлечением в работу всех учащихся класса. Это достигается через заблаговременное знакомство уча­щихся с вопросами для обсуждения на семинаре, подготовка содо­кладов, рецензирование докладов.

Типы семинарских занятий могут быть различны и зависят от целей и подготовленности учащихся. Чаще осуществляются следую­щие типы:

1) Семинары повторения, систематизации и уточнения ранее полученных знаний.

2) Семинары, основной целью которых является уточнение ра­нее полученных знаний и формирование умений их приме­нять.

3) Семинары, основной целью которых является углубление, расширение и обобщение ранее изученного материала.

4) Семинары комбинированного типа или комплексные семина­ры, на которых сочетаются обобщение, систематизация. закрепление и углубление знаний с изучением нового ма­териала.

Такое деление является условным, поскольку трудно провести грань между такими дидактическими задачами, как, например, по­вторение и закрепление, систематизация и обобщение и др. Спо­соб проведения семинара определяется задачами, которые ставят­ся перед семинаром и его содержанием. Основная задача семина­ров первого типа - повторение с целью закрепления и системати­зации ранее изученного материала, а также уточнение признаков основных понятий и, как правило, на таких семинарах преобладаю­щим методом является беседа, индивидуальное собеседование. При проведении семинаров второго типа наряду с собеседованием ор­ганизуется работа учащихся по применению знаний в решении за­дач. по нахождению общих методов их решения. На семинарах третьего типа наряду с собеседованием необходимо включение защиты докладов, сообщений, рефератов учащихся по отдельным вопросам, что способствует расширению и углублению знаний школь­ников, полученных ранее. Семинары четвертого типа требуют/при­менения более разнообразных форм работы, начиная от собеседо­вания и кончая рефератами обзорного характера и обобщающими докладами.

По исследованиям, проведенным Усовой А.В. и Завьяло­вым В.В., одним из условий эффективности семинаров является последовательный переход от семинаров одного, более простого типа, к более сложному.

Опыт передовых учителей показывает, что система вопросов и заданий, подготавливаемых учителем к семинару, должна соответ­ствовать ряду требований. Кохановская А.С. среди требований отмечает следующие:

– охват всего материала, изучаемого в теме при учете ли­мита времени;

– следование принципу возрастающей мощности вопросов и заданий;

– индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;

– четкая формулировка вопросов и заданий, их проблемный характер;

– усложнение и разнообразие заданий по содержанию и спо­собам выполнения (лабораторная работа, микроскопир-ие).

Анализ практики проведения семинарских занятий в школе выявил несколько наиболее часто встречающихся подходов к их организации. Первый заимствован из лекционно-семинарской сис­темы обучения в высшей школе, семинар предваряется лекцией или уроком-изложением нового материала. Ведущая дидактическая за­дача семинара данного вида - углубление и осмысление нового материала.

При втором подходе семинарское занятие рассматривается как самостоятельная форма обучения без четко выраженной зави­симости от предыдущих форм обучения. Ведущей задачей становит­ся усвоение новых знаний. По мнению Кохановской Л.С., такой подход наиболее целесообразен в школьном обучении в силу его специфики и традиций, более жесткой регламентации {и лимита учебного времени, ибо изучение материала по одной теме на лек­ции и семинаре требует двойных затрат времени. На наш взгляд оба подхода могут иметь место в практике школы, если они де­терминированы задачами обучения и содержанием учебного мате­риала. Важное значение имеет правильный отбор учебного матери­ала, который целесообразно изучать на занятии. Он должен на­правлять на решение серьезных проблем обучения и воспитания, соотноситься с познавательным и жизненным опытом школьников, возбуждать интерес, быть обеспечен дополнительной литературой и всеми необходимыми источниками информации.

Семинары как форма обучения имеют как достоинства, так и недостатки. Среди достоинств отмечаются следующие:

– вырабатываются навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний;

– расширяют и углубляют знания учащихся;

– способствуют развитию интересов и склонностей на основе индивидуального подхода;

– способствуют развитию мышления, умения спорить, вести дискуссию;

– предоставляют возможность творчества;

– создают реальные возможности для плодотворных контактов учеников.

Опыт преподавания выявляет следующие недостатки семинаров:

– неполный охват всеми учащимися всего объема темы, т.к. школьники, подготавливая доклад, сообщение на определенный вопрос семинара часто оставляют дру­гие вопросы без осмысления и освоения;

– на семинарах, неправильно организованных учителем. недостаточна активность учащихся;

– неполное использование учащимися таких средств обучения, как таблицы, схемы, натуральные объекты, которыми они пользуются с неохотой.

Итак. как форма относительно новая для учащихся и учите­лей. семинар требует тщательной подготовительной работы, обес­печения средствами наглядности и дополнительной литературой.

Для широкого внедрения семинара в практику школьного обу­чения необходимо определить содержание учебного материала, ко­торое может стать объектом самостоятельного изучения учащимися для обсуждения на семинаре, разработать организационные вари­анты проведения занятий с учетом специфики каждого учебного предмета и возрастных особенностей учащихся.

Семинарские занятия в школе - эффективное средство повы­шения качества обучения.