Профиль фондов информационных ресурсов детских и школьных библиотек
При формировании информационных ресурсов детских и школьных библиотек необходимо учитывать общую демографическую ситуацию в стране, тенденции изменения информационных потребностей в связи с меняющейся социокультурной картиной. Демографическая ситуация в нашей стране, определяющаяся последствиями войн, пережитых нашим народом в истекшем столетии, сложилась таким образом, что спад рождаемости приходится на пик юношеского возраста, и наоборот. Соответственно колеблется в библиотеках общее количество читателей соответствующих возрастных групп. Так, вплоть до 2005 г. число читателей-юношей было минимальным, а читателей-детей — максимальным. Затем дети перейдут в возрастную группу юношества, и их число в библиотеках постепенно возрастет, достигнув к 2015 году максимума, тогда как количество детей в этот период станет минимальным. Особенности этой демографической ситуации необходимо учитывать при планировании документообеспеченности и объема фонда, а также показателей его использования.
Профиль фондов библиотек для детей и подростков имеет существенные отличия от профиля библиотек, обслуживающих другие категории читателей. Более половины читательских запросов людей этого возраста вызвано потребностями в самообразовании, расширении кругозора буквально во всех отраслях знания и сферах деятельности.
1. Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ и формирует широкий диапазон документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных интернет). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки.
2. Информационные ресурсы детских и школьных библиотек обязаны отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и в то же время отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию. Критерии отбора формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов детских библиотек является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.
3. Объем фонда детской библиотеки должен соответствовать средней книгообеспеченности одного жителя: в городе – 5-7 экз., на селе – 7-9 экз. Фонды региональных детских библиотек, выполняющих мемориальные функции, должны соответствовать критерию наибольшей полноты комплектования детской литературой. Центральная детская библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 экз. на одного жителя детского возраста.
4. Важнейшим показателем качества комплектования и обслуживания пользователей является коэффициент обновляемости фондов. В фонд региональной детской библиотеки должно поступать не менее 5% изданий текущего года.
5. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность региональной детской библиотеки периодикой – не менее 150 названий. Детская библиотека любой территории должна иметь возможность получать общегосударственные журналы и газеты для детей, местную периодику. В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение.
6. Детская библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду). Должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности детства, информационные бюллетени новых поступлений, другие издания. Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.
7. Детская библиотека, наряду с публичной, в соответствии со своей спецификой отражает местную историю и сохраняет культурные традиции в контексте истории и культуры всей страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.
8. При заказе документов детская библиотека руководствуется имеющимся законодательством Республики Беларусь и принятым в каждой библиотеке порядком комплектования, включая деятельность Совета по комплектованию, учет отказов пользователям и иные процедуры.
9. Обновление фонда детской библиотеки должно обеспечиваться посредством каналов межбиблиотечной связи (МБА, электронная доставка документов) и укрепления сотрудничества с издателями и книгораспространителями.
10. Сроки хранения каждого документа из фонда библиотеки зависят от востребованности его со стороны пользователей, его устарелости и износа. В каждой библиотеке в соответствии с имеющимися нормативными документами и в зависимости от уровня библиотеки должны быть утверждены сроки хранения документов и причины их списания. Документы, изъятые по той или иной причине из состава библиотеки, но еще пригодные к использованию, рекомендуется предлагать другим библиотекам.
11. Региональные детские библиотеки должны постоянно сохранять в традиционном виде или преобразованном в электронную форму экземпляры детской литературы и иных документов, предназначенных для детей, особенно местные издания.
12. Детская библиотека обязана обеспечить сохранность информационных ресурсов и нормальное их физическое состояние в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т. д.).