Информационные ресурсы детских и школьных библиотек: содержательный аспект

Исследованиями современных педагогов установлено, что при­учать ребенка к чтению можно еще до его рождения. Некоторые будущие мамы интуитивно чувствуют, как благотворно влияют на малыша звуки речи, как тот реагирует на музыку «через стенку жи­вота». До рождения происходит формирование практически всех видов чувственности. Новорожденный предпочитает слушать те детские стишки, которые мать читала ему вслух во время беремен­ности. Чем раньше ребенка научают слушать материнскую речь, ее чтение, тем интереснее будет его общение с окружающими, тем больше надежды, что книга войдет в его жизнь. В младенческом возрасте лучше всего воспринимается фольклор: песенки, приба­утки, стихи, колыбельные песни.

Ребенок приходит в мир, оснащенный инстинктами, обеспечи­вающими сохранение дара родителей — жизни. Испытывая дис­комфорт — голод, холод, жажду, боль и т.д., — он плачет, привле­кая внимание взрослых. Ребенок еще абсолютно беспомощен, но уже первые месяцы его жизни позволяют заметить в нем не только внешне выраженную физиологическую специфику (блондин — брюнет, худой — полный и т.д.), но и психологические особенно­сти (доверчивость или необщительность, уравновешенность или капризность, доброжелательность или агрессивность). Дитя еще многого, вернее, ничего не знает, но задатки характера уже наме­чены, он уже личность. Януш Корчак, польский педагог и писа­тель, образно назвал ребенка «иностранцем». Обращаясь к воспи­тателям, он призывал к уважению личности ребенка: «Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам, трудно — просит указания и совета. Необходим гид, который веж­ливо ответит на вопросы». Трудно не согласиться с известным пе­дагогом, утверждавшим, что ребенок — это не «низшая, более сла­бая и бедная психически организация», а равная, иногда и более совершенная в своей уравновешенности, серьезности, рассуди­тельности личность, пока очень мало знающая, не имеющая опы­та общения и с трудом ориентирующаяся в полном противоречий мире взрослых. К.И. Чуковский образно назвал дошкольников (от двух до пяти) «почемучками»; неиссякаемый поток вопросов отра­жает жажду познания, они хотят учиться. Родители удовлетворяют ее не только устными ответами на вопросы, но и читая детям книги. Так с юного возраста ребенок, познавая мир, осваивает и ис­точники познания. Неадекватные восприятию ребенка ответы или, еще хуже, отсутствие таковых, «одергивание» ребенка взрос­лыми может эту потребность заглушить, тем более, что этому воз­расту в большей степени — младшему и среднему школьным воз­растам в несколько меньшей — свойственны неустойчивость, не­стабильность интереса; он быстро вспыхивает, но, будучи неудовлетворенным, — столь же быстро угасает, забывается. Дети не в состоянии долго сосредотачивать внимание на чем-то одном, оно рассеивается, отвлекается. Не сформированное в дошкольном возрасте желание учиться, в более старшем возрасте может стать препятствием становлению умения учится. Тем более, что всем детям присуще отсутствие способности самостоятельного приоб­ретения нужных для жизни сведений.

В раннем детстве (2—5 лет) информационные переживания свя­заны преимущественно со звучащим словом. Практически все книги ребенок рассматривает с одинаковым увлечением, не умея отличать высокохудожественное произведение от посредственно­го. В этом возрасте закладываются основы художественного вкуса, поэтому важно приобретать высокохудожественно иллюстриро­ванные книги, аудиовизуальные документы, выполненные масте­рами своего дела. Большое значение имеют также книжки-игруш­ки, поскольку ребенок познает мир через игру.

Зыбкое, неустойчивое желание знать, учиться и неумение само­стоятельно познавать окружающий мир свойственно всем детям. В остальном дети на каждом этапе возраста отличаются и уровнем интеллекта, и психологическим разнообразием. Н.К. Крупская, педагог по образованию, тесно связанная по роду своей деятельно­сти с библиотеками, дает краткую, но довольно емкую характери­стику некоторых этапов становления подрастающей личности. С позиций знаний, жизненного опыта, понимания добра и зла, справедливости и несправедливости она характеризует дошколь­ника как существо до крайности малоопытное, не способное отли­чить вымысел от жизненных реалий, но обладающее колоссаль­ным потенциалом памяти.

В 5—8 лет жизненный опыт приобретается ребенком ассоциа­тивно. Иллюстрации не теряют прежнего значения, но по мере ук­репления навыков чтения повышается роль письменного слова. При отборе комплектатор, учитывая накопленный ребенком опыт и стремясь расширить его, приобретает главным образом сказки с элементами реальности, рассказы об окружающем мире, короткие поэтические произведения.

В возрасте зрелого детства (от 9 до 12 лет) повышается интерес к взаимоотношениям между людьми. Для читателей этого возрас­та необходимы книги с популярным анализом социальных отно­шений, основ наук. Дети готовы к восприятию научно-художест­венной, научно-фантастической книги, охотно читают энцикло­педии.

Среди мальчиков в этом возрасте особенно популярны комик­сы и «диснеевские» журналы. Специальные журналы для детей больше популярны у девочек, также как журналы о животных и о природе. В последние годы многих детей и подростков привлека­ют такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки, при­чем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают из­дания развлекательного и прикладного характера, ориентирован­ные на женскую аудиторию.

В индивидуум обладает определенным жизненным опытом, но не ориентируется в социальных отношениях, не способен соотне­сти слова и поступки, критически оценив то и другое, имеет неяс­ные представления о добром и злом, хорошем и плохом поступке.

Под напором интенсивной информации, получаемой совре­менными детьми с раннего возраста, сжимаются возрастные рам­ки неопытности, неумение сориентироваться в социальных взаи­моотношениях. Самой важной информацией подростку представляется (по убывающей) сведения о: друзьях, знакомых, школе, музыке, спортивных и иных состязаниях, компьютерных играх, семье, будущем, животных, родителях.

Подростки увлекаются телепередачами и книгами для взрослых. Такие источники превышают половину в структуре их инфопотребления. Из них они черпают основные социаль­ные сведения, поскольку актуальные для подростков темы средства массовой информации либо не рассматривают, либо трактуют их упрощенно. Большую часть жизненно важной ин­формации подростки усваивают спонтанно и неосознанно. Су­ществуют большие возрастные, тендерные, региональные и другие различия в восприятии информации юными читателя­ми.

Старшие подростки способны к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действи­тельности; они умеют самостоятельно мыслить, рассуждать, срав­нивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, у них формируется абстрактное мышление. В старшем подростковом возрасте интенсивно развивается произвольная логическая па­мять, возрастает умение логически обрабатывать материал для преднамеренного запоминания.

Стремление познавать, поиски жизненного идеала, желание развлечься составляют основу чтения в подростковом возрасте. Подростки охотно читают книги о современности, героями кото­рых являются их сверстники. На этот вопрос, особенно у мальчи­ков, приходится пик чтения фантастической, приключенческой литературы.

10-15-летние читатели остро нуждаются в современных книгах о сво­их сверстниках, специально написанной так называемой «соци­ально-критической» литературе, которая помогает им познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются, а та малая часть, ко­торая издается, почти не попадает в провинцию. Это обстоятельст­во обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам зарубежных писателей, где фигурируют дети-подростки. Поэтому очень популярной стали книги серии «Детский детектив» (К.Кин, А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия о девочках-подростках Ф.Пас­каль «Школа в ласковой долине», а также серия Д.Ролинг о Гарри Поттере (фэнтези, где удачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни).

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей популярной становится литература о спорте, технике, компьюте­рах, у девочек-подростков, а особенно девушек становятся попу­лярными романы о любви.

В юношеском возрасте (до 16-17 лет) наблюдается интенсив­ное приобщение к литературе для взрослых — раньше у девочек, затем у мальчиков. Интерес к прозе выше, чем к поэзии. Начина­ется регулярное чтение периодики. Для комплектатора учет этого периода важен тем, что именно здесь усиливается индивидуализа­ция читательских интересов, требующая современного установле­ния особых групп в читательской среде. Старший юношеский возраст характеризуется интенсивным становлением личности. Читатель этого возраста особенно нужда­ется в лирических, психологических произведениях современной отечественной и зарубежной художественной литературы, научно-популярных изданиях всех отраслей знания, учебной литературе. Идет активное приобщение к произведениям общественно-поли­тической тематики, особенно по вопросам морали, этики, патрио­тического воспитания.

Среди старшеклассников резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это зна­чительная часть подростков и более половины старшеклассни­ков).

В чтении детей, и особенно подростков и юношества, популяр­ными стали различные журналы. Активное обращение к периоди­ке детей и подростков начинается уже в младшем школьном возра­сте, но усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится более осознанным. У подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другие — спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах).

Может ли школа — основной официальный проводник ребен­ка в мир знаний, в мир законов природы и общества, в мир опыта жизни и общения — ориентироваться не только на типичные для определенного детского возраста знания и умения, но и на специ­фику свойств конкретного ребенка? Библиотека больше, чем лю­бое другое образовательное, культурно-просветительное учрежде­ние, способна решать эту задачу. Исключение составляет индиви­дуальное обучение детей гувернерами в состоятельных семьях.

Сформированные школой, семьей, библиотекой умение и же­лание ребенка, подростка работать с книгой; квалифицированная помощь библиотекаря в правильном ее выборе, раскрывающем те­му, проблему на приемлемом, доступном, интересном для кон­кретного читателя уровне, гарантирует не механическое (а значит, и недолговечное) запоминание материала для прагматической це­ли — получение положительной оценки на уроке, — а понимание, глубокое усвоение этого материала, создает, в свою очередь, условия для пробуждения увлеченности изучаемой дисциплиной и учением, интереса к чтению, желание прочесть другие книги, рас­крывающие предмет глубже, полнее.

Дифференциация, базирующаяся на учете индивидуальных способностей читателей, обеспечит не только «сумму знаний», но, что главнее, поспособствует умственному, эмоциональному раз­витию личности, умению работать самостоятельно, критически относиться к прочитанному, анализировать и синтезировать полу­ченную информацию, вырабатывая собственный взгляд на про­блему, собственное её понимание.

Персонификация информирования — основное назначение детской библиотеки и фонда, определяющего специфику этой де­ятельности. Библиотечный фонд по содержанию, структуре, от­раслевому, видовому, типологическому, языковому, хронологиче­скому составу должен обеспечить одаренным детям возможность активно развиваться, а «отстающим» — восполнить в индивиду­альном порядке багаж знаний, не воспринятый в процессе коллек­тивного обучения в школе. Не каждый, даже способный учащий­ся, может усваивать знания «в коллективе», в шумной аудитории. Библиотека способна в некоторой степени сгладить социальное неравенство учеников, создав одинаковые условия для детей граж­дан всех социальных слоев в социализации, в приобретении запа­са знаний, обеспечивающих при желании базу для продвижения вверх по социальной лестнице.

Решению этой задачи способствует и размещение библиотечного фонда (расстановка, использование разных форм раскрытия содер­жания), обеспечивающая опосредованное воздействие на читателя.

Непосредственный контакт с книгой без видимого участия биб­лиотекаря имитирует самостоятельность поиска и приобретения ин­тересующей информации, способствуя, тем самым, самоуважению, уверенности в собственных возможностях. Потенциальная энергия, заложенная автором не только в виде информации или художествен­ных образов, но и свойственных ему нравственных ценностей, пре­вращается, при видимом сохранении независимости от взрослых на­ставников, в кинетическую, действенную. Таким образом, библио­тека может в полном объеме реализовать призыв Я. Корчака к уважению своеобразия и самостоятельности ребенка: «Уважайте его незнание! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы».

Правда, не следует уповать на абсолютную адекватность восприятия читателями заложенных автором, издателем в содержа­ние и оформление книги ценностей. Еще НА. Рубакин писал: «...уже в течение десятилетий известен и тот факт, что чужая уст­ная и печатная речь понимается различными читателями и слуша­телями по-разному, нередко диаметрально противоположно... Та­ким образом, оказывается, что содержание, вложенное в устную или письменную речь ее автором, всегда испытывает некоторую перемену в процессе чтения или слушания».

В тесной связи с персонификацией обучения, уважением свое­образия и самостоятельности ребенка, подростка, спецификой восприятия одной и той же книги разными читателями находится вопрос о возможности свободного выбора каждым читателем все­го интересующего, независимо от того, связан ли интерес с учеб­ной программой, простирается ли далеко за ее пределы, вызван ли увлеченностью читателя, способной в будущем определить его профессиональный выбор, или обусловлен сиюминутным, не все­гда невинным, любопытством и может остаться на уровне «хобби» на долгие годы или исчезнуть после утоления любопытства. Пре­града на пути удовлетворения любой из этих потребностей может сдержать раскрытие способностей.

Общественно-политическая литературасоставляет около 20% фондов библиотек, обслуживающих детей и подростков. Она пользуется постоянно возрастающим спросом, что требует более оперативного освобождения фондов от быстро устаревающих до­кументов этой тематики, более полного комплектования докумен­тами, посвященными социальным проблемам информатизации, коммерциализации, созданию правового государства.

Использование фонда технической литературыопределяется преимущественно содержанием труда работающей молодежи и подго­товки учащихся к такому труду; вытекающим отсюда развитием профориентационной работы в школе, расширением общеобразо­вательного, политехнического и профессионального технического образования. Между тем сейчас наиболее активно используется литература, отвечающая не этим важнейшим социаль­ным факторам, а интересам любительства: по радиотехнике, автоде­лу, авиа- и судомоделированию; кулинарии, рукоделию и т.п

Большое внимание уделяется формированию фонда естествен­нонаучной литературой, которая занимает у молодежи третье мес­то по популярности. Фонд комплектуется документами по осно­вам и истории развития наук, о проблемах информатизации, эти­ке, документами прикладного и занимательного характера. Улучшение содержания фондов естественнонаучной литерату­ры должно идти по пути их большего насыщения документами о политехническом образовании в тесной взаимосвязи с трудовым обучением, о конкретных приложениях естественных наук, меж­предметных связях, о математическом моделировании и компью­теризации, о естественных науках как основе информационного общества, об экологическом воспитании.

Основную часть фонда детских библиотек — свыше 60% — за­нимает художественная литература,так как в этом возрасте мир познается в основном через чувства, эмоции и образы. Художественная литератураимеет наибольший удельный вес в фонде юношеских библиотек — она составляет 35%. Она особенно широко представлена произведениями всемирной классики и книгами о молодом современнике, героях и подвигах, фантастиче­ской и приключенческой, семейно-бытовым романом и повестью, отечественной и переводной лирикой.

Фондлитературы по искусству, составляющий около 10%, в на­ибольшей мере укомплектован изданиями по таким темам, как ки­ноискусство, фотография, музыка, театр, художественная самоде­ятельность. В частности, особое внимание уделяют полноте ком­плектования песенников, репертуарных сборников, самоучителей игры на распространенных среди молодежи музыкальных инструментах. Пока ещё недостаточно книг по архитектуре, скульптуре, живописи и другим видам искусства.

Неотъемлемой частью информационных ресурсов школь­ной библиотеки является ее фонд, который обеспечивает обра­зовательный и воспитательный процессы в школе, способст­вует решению культурологических и информационных задач.

Совокупный общий фонд школьной библиотеки состоит из разделов, имеющих целевое назначение. Названия раз­делов фонда школьной библиотеки определяются по ГОСТУ 7.76-96, который соответствует требованиям международно­го стандарта ИСА 5177-5-81 «Документация и инвентариза­ция. Словарь. Часть 3. Комплектование фонда. Идентифика­ция документов и данных».

Общий фонд подразделяется на основной (методическая, научно-познавательная, художественная литература, справоч­ные энциклопедические издания, книги для самообразования и творческого развития пользователей) и учебный, куда вхо­дят учебники, в том числе экспериментальные, пробные, дополнительные и др., учебные пособия, орфографические сло­вари, математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги для внеклассного чтения, учебно-мето­дические справочники, учебно-наглядные пособия, хрестома­тии, рабочие тетради и др.

Определение состава учебного фонда дано в инструкции по созданию, пополнению и обновлению фондов школьных учеб­ников, утвержденной Министерством образования Республи­ки Беларусь. Эта часть фонда выделена по примете читательского назначения — непосредственное обеспечение учебной деятельности учащихся.