Способы получения объектов сознания

Способы получения информационных объектов

 

Re-Inf


Это сочетание фундаментальных классов соответствует превращениям при регистрации информации о реальных объектах. Например, рентгенография, фотографирование, радиолокация, звукозапись, томография.

 

Inf-Inf
11

 

Это преобразование информационных объектов. Например, перевод программы для ЭВМ из исходного в объектный код, работа канала связи, микрофильмирование, модуляция/демодуляция сигнала.

 

Im-Inf
21

 

Сюда относятся:

1. Экспрессия (информация на вывод): рассказ (повествовательная активность), другая речевая активность, рисование, нотация мелодии, "звучащей" в голове или музыкальная импровизация, фиксация плана, пластические воспитательные и научающие воздействия, общение глухонемых, работа на телеграфном ключе, писание текста.

2. Локомоционная исследовательская пространственная ориентация (информация на ввод): человек поворачивает объект, чтобы увидеть новые детали (например, открывает и начинает читать книгу) или сам занимает новую наблюдательную позицию; движения глаза при рассматривании панорамы, картины или чтении текста; переход к нужному окну в сложном многооконном программном интерфейсе; перенос внимания на определенные звуки в общем звуковом потоке и т.п.

 

       
   
Re-Im
 
 
Inf-Im


Это восприятия и отражения в сознании человека реальных объектов. Например, формирование образов бабочки, цветка, токарного станка при их разглядывании или формирование образа мелодии при ее прослушивании, фактуры ткани при ее ощупывании, запаха цветка при его обонянии.

 

 

Это выработка представлений по информационным объектам или информационным заместителям реальных объектов. Например, чтение книги или чертежа, восприятие живописного полотна, просмотр фильмов, прослушивание звукозаписи. Строго говоря, здесь справедливо то же замечание, что и для фундаментального класса превращений Im-Inf. Прежде чем превратиться во внутренне представление, информация должна пройти через некоторые рецепторы человека - слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные... То есть, строго говоря, этот класс превращений выглядит как Inf-Re-Im. Но для краткости и общности (и из-за слабого знания процессов категориальной апперцепции) мы оставим нотацию Inf-Im. В конце концов, любая информация, перед тем как войти в лоно идеального (мышления), имеет некоторый материальный носитель...

 

Im-Im
22

 

Это внутрипсихические преобразования образов в ходе мышления, фантазии, мысленного эксперимента, формирования намерений, озарения, работы с понятиями, изобретения и т.п.

Заметим специально, что для целей интерпретации можно было бы, сгруппировать превращения по строкам таблицы, поименовав их как "способы использования объектов". Мы предоставляем проделать эту весьма полезную интерпретацию в качестве упражнения.

Повторим и подчеркнём специально, что превращения, принадлежащие полученным выше классам, не обязательно представлять себе как элементарные. Это было бы ошибкой. На самом деле они могут быть масштабными и в разной степени сложными.

Важно также разбить рассмотренное множество фундаментальных превращений на два подмножества:

А. (Re-Im), (Im-Re), (Inf-Im), (Im-Im) - превращения с участием человека;

 

Б. (Re-Re), (Re-Inf), (Inf-Re), (Inf-Inf) - превращения без участия человека.

8.3. Понятие "процесс"

Приводя таблицу фундаментальных превращений, мы по сути дела, уже имели дело с процессами. С элементарными процессами, когда имеем один объект на входе и один – на выходе. Теперь дадим более точные определения.

Процесс (от лат. Processus - продвижение),- последовательная смена состояний стадий развития; Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Формально под процессом будем понимать ориентированную тройку <I,P,O>, где:

- набор необходимых и достаточных входных объектов; этот набор называется входом процесса, а любой объект набора – компонентой входа,

- набор необходимых и достаточных выходных объектов; этот набор называется выходом процесса, а любой объект набора - компонентой выхода,

P - преобразование (фиксированный акт превращения) входного набора в выходной набор объектов.

 

Отметим, что объекты - пространственно-определенные сущности, а процессы – время-определенные сущности. Процессы тождественного преобразования наборов объектов во времени (I=O) называются процессами сохранения. Их существование чрезвычайно важно для обеспечения воспроизводимости процессов. Без них никакая повторимость не была бы возможна. Введем понятие длительности процесса как .

Пусть имеются воспроизводимые процессы <I,P,O>, <I1,P1,O1> и <I2,P2,O2> такие, что

 

I = Объединение(I1,I2), то есть

O = Объединение(O1,O2), то есть

 

тогда будем говорить, что процессы <I1,P1,O1> и <I2,P2,O2> являются параллельно протекающими каналами процесса <I,P,O>.

Далее, если во время течения процесса <I,P,O> может быть обнаружен, промежуточный набор объектов C и существуют такие воспроизводимые процессы <I,P1,C> и <C,P2,O>, что t(I,P1,C)+t(C,P2,O)=t(I,P,O), тогда будем говорить, что процессы <I,P1,C> и <C,P2,O> являются этапами процесса <I,P,O>.

Отметим, что декомпозиция процесса на каналы и этапы с целью анализа может итеративно чередоваться. Сказанное поясняется символически рисунком 15.

 

       
 
 
   

 


Например, процесс подписания Технического задания на проектирование разбивается на этапы:

· Согласование

· Утверждение разработчиком

· Утверждение заказчиком

 

Примером разбиения на каналы может служить согласование Технического задания, когда ТЗ высылается всем согласующим сторонам одновременно и собирается в течение 15 дней.

Тогда условно можно этот процесс изобразить следующим образом:

 

утверждение
согласование

Если анализ (декомпозиция) дает сведения о многократном разбиении процесса на воспроизводимые каналы и этапы, то эти и некоторые другие сведения могут быть исходным пунктом для синтеза (композиции) схемы процесса.