Контактный слой

Психологические проблемы извлечения знаний

Как известно, в процессе человеческого общения воспринимается далеко не вся возможная информация. Так, текст новой книги воспринимается человеком, если в нем присутствует не менее 75% известной информации.

Именно в связи с этим актуальна проблема увеличения информативности общения аналитика и специалистов предприятия за счет использования психологических знаний. Здесь следует говорить о проблеме понимания, формирования общего полигона предметной области. Основным средством для этого служит визуализация знаний на основе прорисовки диаграмм – структурных (организационная и оргштатная структура предприятия), функциональных и процессных.

Модель общения при извлечении знаний включает :

- участники общения (партнеры) – контактный «слой»;

- средства общения (процедура) – процедурный «слой»;

- предмет общения (знания) – когнитивный «слой».

В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний.

Прогнозировать совместимость в общении со 100 %-ной гарантией невозможно. Однако можно выделить те факторы, черты личности, характера и другие особенности участников разработки, которые, несомненно, оказывают влияние на эффективность процедуры.

Пол и возраст. Значения этих параметров хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. В литературе отмечается, что хорошие результаты дают гетерогенные (смешанные) пары мужчина/женщина. Что касается соотношения возрастов, лучше, когда оно подчиняется следующей зависимости:

20 > (Вэ - Ва) > 5

где Вэ - возраст эксперта-специалиста; Ва - возраст аналитика.

Разработка корпоративных систем - это коллективный процесс, для которого небезразлична атмосфера в группе разработчиков. Проводились эксперименты, результаты которых неоспоримо показывают, что дружеская атмосфера в коллективе больше влияет на результат, чем индивидуальные способности членов группы. Особенно важно, чтобы в коллективе разработчиков складывались кооперативные, а не конкурентные отношения.

Характеристики личности и темперамента. Под личностью обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующая индивидуальность человека. Рекомендуемые составляющие для аналитика: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость.

Со времен Галена и Гиппократа, выделивших четыре классических типа темперамента, используются понятия холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Для эффективной работы аналитика предпочтительны сангвинический и холерический темперамент.

Мотивация. На эффективность коллективного решения задач влияет и мотивация участников - их стремление к успеху. Аналитик в зависимости от условий разработки должен изыскивать разнообразные стимулы для экспертов-специалистов. Эксперт передает аналитику один из самых дорогих в мире продуктов - знания. И если одни люди делятся опытом добровольно и с удовольствием, то другие весьма неохотно приоткрывают свои профессиональные тайны. Иногда оказывается полезно возбудить в эксперте дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки кооперативности в коллективе).