Извлечение знаний в интересах изучения систем

Вступление

Системный подход возник в недрах общественных наук, но быстро был усвоен физиками и инженерами. Это не случайно, так как этот подход, во-первых, реализует всесторонний анализ систем, а во-вторых, это подход, при котором сложное представляют и понимают через простое, не теряя смысловой и физической связи изучаемых частей и целого. То есть системный анализ может быть рассмотрен как научная методология ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

Система в переводе с греческого значит "составленное (составное) целое". Всякое представление целого через его части и осмысление частей в рамках данного целого (системы) предполагает как умение членить на части, так и умение составлять из частей. Здесь нам важно «состоит из частей» и «является целостностью». То есть система основным свойством имеет проявление свойств, не присущих никакой из ее частей по отдельности. Мы будем рассматривать в основном организационные системы, то есть системы, компонентами которых являются отдельные исполнители или группы исполнителей (работников).

Для чего же нам необходим системный анализ в контексте разработки автоматизированных систем? Да, можно анализировать системы «из чистого любопытства». Но задача инженера-системотехника состоит в первую очередь в том, чтобы изучить систему с точки зрения возникших на объекте автоматизации проблем и предложить варианты (способы, сценарии) решения проблем, как правило, с использованием средств автоматизации деятельности системы. Для этого надо в первую очередь уметь ПРАВИЛЬНО ИССЛЕДОВАТЬ систему и умело ВЫЯВИТЬ И ОПРЕДЕЛИТЬ ЕЁ ПРОБЛЕМЫ.


 

Для того, чтобы выявить актуальные для исследуемой системы проблемы, необходимо в явном и понятном виде представить знания о системе. В первую очередь – знания о деятельности системы.

Знания - это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов («живое» знание) и на данных, используемых на конкретном предприятии («документарное» знание). В отличие от данных, знания предполагают описание процедур манипуляции с данными в интересах получения заранее оговоренного результата.

Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, в них входят методики, технологии, процедуры обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие данные.

Вопросом, который остается камнем преткновения - где и как добывать информацию (данные и знания)?

Корпоративная информация может храниться в двух формах. Материальная, или явная - документарная информация - это данные и знания, которые можно найти в документах организации в форме сообщений, писем, статей, справочников, патентов, чертежей, видео- и аудиозаписей, программного обеспечения и т.д. Персональная, или скрытая, информация - это персональное «живое» знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом. Его можно передать путем прямого контакта - «с глазу на глаз», при помощи специальных процедур извлечения знаний. Именно скрытое знание - это практическое знание, которое является ключевым для принятия решений и управления. В действительности эти два типа информации, как две стороны одной медали, одинаково важны.

Из всех аспектов извлечения знаний наиболее важен психологический (Т.Гаврилова), поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия (общения) аналитика с основным источником знаний - специалистами предприятия.