Эссенциология

На эссенциальном уровне (на уровне сущности[3]) имеет место социальный отбор, то есть то, что лежит в фундаменте, в глубинной основе нашего выбора, а также в основе бифуркации (бифуркационного взрыва). Факторами социального отбора являются тезаурус или сокровищница (то, из чего производится выбор; тезаурус наполняется посредством бифуркационного взрыва), детектор (тот, кто осуществляет выбор, выражающийся через соотношение сил в обществе) и селектор (руководящее правило, принцип, закон, на основании которых осуществляется выбор). Набор возможных структур (тезаурус) конечен.

Тезаурус может быть бесконечным только в перспективе, потенциально, но не актуально.

Почему набор возможностей должен быть конечен? Потому что он определяется конкретным законом или законами. Известно, что возможно существование лишь того явления, которое согласуется с каким-либо законом (с какой-либо необходимостью). Мы предполагаем конечную величину любой бифуркационной структуры, поскольку ее мощность определяется ограниченностью действия того или иного закона (закономерности), на основе которого данная структура возникла и в рамках которого существует. Следует здесь же оговорить, что мы понимаем под необходимостью. Существует, по крайней мере, два ее определения. 1. Необходимость как способ превращения возможности в действительность (Аристотель). 2. Необходимость как некая закономерность, ограничивающая число возможностей в эволюции системы (т.е. определяющая бифуркационный момент эволюции) (Гегель). Мы будем придерживаться второго понимания. Поэтому лучше говорить не о «познанной необходимости», а о «познанной закономерности», когда речь заходит о знаменитом определении свободы «как познанной необходимости» (Спиноза).

Отсюда вытекает, что

свободу можно рассматривать как деятельность в рамках ограниченного законом набора возможностей

К примеру, возможные траектории движения пули ограничены баллистическим законом, и только в рамках этого закона мы можем выбрать ту или иную ее траекторию. Подчеркнем еще раз, что набор, из которого делается выбор, определяется закономерностью. Таким образом,

свобода есть познанная случайность в рамках действия закономерности.

Проще говоря, по отношению к закономерности в целом я несвободен, но я оказываюсь свободным (независимым) по отношению к каждой отдельной случайности, управляемой данной закономерностью, поскольку могу каждую из них сознательно выбирать (направить пулю по той или иной траектории в рамках закона баллистики). Впрочем, данное определение некорректно, поскольку в познании случайности всегда сохраняется неточность, приблизительность. Познание случайности, их предвидение – это чрезвычайно высокий уровень знания законов, их действия в самых разных условиях. Таким образом, свобода предполагает знание закономерностей и случайностей, которые из них вытекают. Но, поскольку знание не может быть абсолютным, то и свобода не может быть абсолютной, она всегда относительна. Свобода относительна еще и потому, что наша воля всегда ограничена каким-либо законом. Так, столкновение разных законов, их взаимная компенсация приводят к тому, что, преодолевая ограниченность конкретного закона, мы неизбежно попадаем под власть более общего закона, который определяет новый более широкий набор возможностей-случайностей. Случайности – это явления изменчивого, текучего мира, потому и познание их должно быть гибким, универсальным.

Здесь же определим, что значит детерминизм, детерминация. Детерминизм – это учение о необходимой связи между явлениями мира. Он является основой учения о свободе, так как мы уже уяснили, что ограниченный набор возможностей-случайностей для выбора всегда подчинен определенной закономерности (мы никогда не вырвемся из иерархии законов, управляющих ситуацией), т.е. свобода всегда детерминирована. Закономерностей, регулирующих тот или иной процесс, много, но они всегда могут быть сведены к какой-то одной общей закономерности.