Тенденции изменений в праве до Первой мировой войны

В целом правовую систему России определяло предшествующее законодательство конца XIX в. с последующими изменениями и дополнениями. Система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами - постановлениями Совета Министров и мнениями Государственного Совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, но имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых «временные правила».

Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразуемых органон власти и управления. При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие название учреждений. В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений. Как общее правило поведения для всех граждан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Закон в материальном смысле отличается от закона в формальном смысле, т. с. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае.

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.

Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, 1 органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых I могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товарищества подразделялись на полное, по вере и акционерное. Впервые в юридической терминологии в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные конкретные виды — тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмечались две особенности: нормативное регулирование коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот; демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленных органов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении Министерства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

Изменения в судебном процессе, происходившие в начале XX в., своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь вернулся на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, 1886 г. расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше этоделал только коронный суд). С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало зачитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах, или реабилитации.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

Дума по инициативе правительства приняла законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного Совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст. 87 Основных законов. Государственный Совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, в Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

В июне 1912 г. Государственная Дума и Государственный Совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 г. Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», открывавший широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела.

В ноябре 1905 г. принимается Указ «О временных правилах о повременных изданиях», которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати. Регистрацию открывающихся изданий осуществлял губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов.

В 1906 г. было принято два указа, распространявших эти положения на периодические издания, а также Положение Совета Министров «Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати».

В августе 1906 г. Совет Министров принял «Положение об учреждении военно-полевых судов». Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица.

В период декабрьского восстания 1905 г. был принят Указ «О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение». Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в «преступном сообществе» влекло наказание на срок до четырех лет. Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.

В феврале 1906 г. было издано «Мнение Государственного Совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений должностных лиц». Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, «возбуждающих в населен» враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение»; «возбуждающих общественную тревогу слухам о правительственных распоряжениях, общественных бедствия «возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими».

В марте 1906 г. издается Указ «О временных правилах, об обществах и союзах». Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности».

Запрещалась деятельность обществ, «управляемых из-за границы, если они носят политический характер». Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участие в других обществах.

Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а тем в присутствие по делам об обществах. Общество могло быть закрыто губернатором, если «оно носит явно антиобщественный характер», это решение санкционировалось Присутствием Сената, Первый департамент которого был окончательной инстанцией в таких спорах Профсоюзы, говорилось в Указе, «имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труд и поднятие производительности». Объединение профсоюзов запрещалось.

Одновременно с упомянутым был принят Указ «О временны правилах о собраниях». Непубличные собрания можно было проводить без разрешения правительственных властей, в учебных заведениях — только учебные собрания. Собрания под открытым небом разрешалось проводить с согласия полиции и губернатора, причем место их проведения должно быть удалено от места пребывания Императора, Государственного Совета и Государственной Думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания проходят под открытым небом). Нельзя, устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собрания необходимо предупредить полицию за трое суток (о месте, времени и теме собрания).

Запрещались антиобщественные собрания, на собрание не могли допускаться вооруженные лица. Поводами к закрытию собраний могли служить отклонение от темы, возбуждение вражды между частями населения, проведение неразрешенных денежных сборов, участие лиц, которым запрещено участвовать в собрании, мятежные возгласы, воззвания к насилию, неповиновению. Такие собрания полиция закрывала, а в случае неповиновения разгоняла. К участникам и устроителям незаконных собраний применялась уголовная ответственность.

В период революции и после нее активно принимаются временные правила о печати, об обществах, союзах, собраниях, в целом соответствовавшие тогдашнему уровню развития права в зарубежных государствах.