Тема 17. Правовое положение журналиста

Наиболее жестко в журналистской среде действуют правовые нормы и соответствующие формы ответственности. Источники права - законы (Конституция, основы законодательства в той или иной сфере, кодексы, законы, указы, постановления и др.), подзаконные акты, изданные на основе законов и во исполнение их. Существуют также неправовые социальные нормы, принимаемые общественными, кооперативными организациями, союзами и обществами (уставы, положения и т.д.), регистрируемые обычно орга­нами власти, если они приняты в соответствии с законом.

Субъектами права, обладающими по закону юридическими обязанно­стями и правами, выступают физические лица (граждане, имеющие пра­вовой статус), юридические лица (организации, правовой статус которых зафиксирован в уставе, положении, регламенте или других документах), должностные лица (трудовые обязанности которых связаны с исполнени­ем организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций). Закон обязывает всех субъектов права соблюдать правопорядок и преследует правонарушения (преступления и проступки). Отсюда ясно, что для всех субъектов права, в том числе и журналистов, важно обладать развитым правосознанием и в своей деятельности руко­водствоваться правовыми нормами.

Для правосознания журналистов, базирующегося на законодательст­ве страны во всем его объеме, особое значение имеет Закон РФ о средст­вах массовой информации и другие законы, связанные с функционирова­нием информационной сферы (о государственных тайнах и архивах, гласности и информации, об отдельных видах журналистики и т.д.), а так­же разделы уголовного, уголовно-процессуального и гражданского пра­ва, непосредственно затрагивающие деятельность журналистики.

Законодательство определяет порядок учреждения, регистрации, пере­регистрации, прекращения и приостановления деятельности СМИ. Для дея­тельности журналиста первостепенное значение имеет статус учредителя и редакции, в которой он работает. Учредителя и редакцию связывает устав редакции или договор, определяющий взаимные права и обязанности учре­дителя, редакции и главного редактора; полномочия штатных сотрудников редакции, его коллектива; порядок образования редколлегии и назначения или избрания главного редактора; основания и порядок приостановления, прекращения или реорганизации редакции, в том числе изменения учреди­теля и статуса редакции; порядок утверждения и изменения ее устава.

Основные права и обязанности журналиста, регулируемые правом, зафиксированы в Законе РФ о средствах массовой информации и других актах. Они касаются всех сторон и этапов деятельности журналиста - и внутриредакционных отношений, и сбора, подготовки и публикации мате­риала, и последствий публикации.

Как сотрудник редакции журналист должен соблюдать нормы поведе­ния должностного лица, в соответствии с которыми наказуемы нарушение установленного порядка деятельности и взаимоотношений, безответст­венное отношение к своим обязанностям, волокита, халатность, ущемле­ние прав и интересов граждан, отказ выполнять законные просьбы и тре­бования лиц, с которыми он вступает в деловые отношения, злоупотребление служебным положением или превышение своих полно­мочий. Использование служебного положения в личных целях, взяточни­чество, должностной подлог и другие деяния журналиста, нарушающие нормы поведения должностного лица, преследуются по закону.

В своей профессиональной деятельности журналист обязан «соблю­дать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях». Вместе с тем он вправе «отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям», хотя не может поступить так при подготовке материала, не идущего за его под­писью. Журналист обладает безоговорочным правом «отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно ли­бо его выполнение связано с нарушением закона».

При сборе информации прежде всего действует право журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию». При ус­тановлении контакта он должен предъявлять «по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий лич­ность и полномочия журналиста». Работник СМИ обладает правом посе­щать различные учреждения и организации или их пресс-центры; он дол­жен быть принят должностными лицами в случае запроса информации и соответственно «получить доступ к документам и материалам, за исклю­чением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государст­венную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тай­ну», копировать необходимые ему материалы, «производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фото­съемки, за исключением случаев, предусмотренных законом». При этом необходимо ставить в известность информанта о проведении записи.

Особо в Законе оговорено право «посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях».

При сборе информации в различных учреждениях и организациях ра­боту журналиста значительно облегчает получение в этих учреждениях аккредитации (лат. accredere «доверять»), удостоверенной документом на право беспрепятственного доступа к источникам информации в соот­ветствии с установленными этими организациями правилами. При этом «аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обя­заны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других ме­роприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными доку­ментами, создавать благоприятные условия для производства записи». Нарушение правил аккредитации может привести к ее аннулированию.

В ряде случаев решение вопроса о предоставлении информации за­кон возлагает на соответствующие органы. Например, уголовно-процессуальный кодекс устанавливает, что данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или про­курора и в том объеме, в каком они признают это возможным. Уголовным кодексом установлены санкции за разглашение данных следствия без официально полученного разрешения.

При сборе сведений использование скрытой записи допускается за­коном, «если это не нарушает конституционных прав и свобод», «если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц», «если демонстрация запи­си производится по решению суда».

Важный запрет содержится на сбор информации «в пользу посторон­него лица или организации», т.е. на выход за рамки служебных обязан­ностей перед уполномочившим журналиста СМИ.

Использование информации, полученной журналистом, также регламен­тируется законом. Прежде всего журналист не только имеет право прове­рять достоверность сообщенной ему информации, но и обязан делать это. Если информация предоставляется информантом на определенных услови­ях, то следует «удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказы­вания, если оно оглашается впервые». С другой стороны, журналист обязу­ется «сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника», если получена такая просьба, а также «получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жиз­ни гражданина от самого гражданина или его законных представителей».

Журналист вправе «излагать свои личные суждения и оценки в сооб­щениях и материалах, предназначенных для распространения за его под­писью». При этом он обязан «ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требо­ваний в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала». Вместе с тем он может «снять свою подпись под сообщени­ем или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным спосо­бом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала», чтобы было соблюдено его право на интеллектуальную собственность, на авторский труд.

Журналист может «распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи».

Закон не допускает использования прав журналиста «в целях сокры­тия или фальсификации общественно значимых сведений, распростране­ния слухов под видом достоверных сообщений». «Запрещается использо­вать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежнос­ти, языка, отношения к религии, профессии, места жительства, а также в связи с их политическими убеждениями».

Законодательство содержит также положения, направленные на пре­дотвращение аморальных явлений, в частности, запрещается изготовление и распространение порнографических произведений. Ограничено рас­пространение эротических изданий. Охраняя личные права граждан, за­кон запрещает публикацию эротических изображений без согласия фото­модели; не требуется согласия, если человек позировал за плату. Не требуется согласия фотографируемого на публикацию, если это личность разыскиваемого, подозреваемого в преступлении и т.п.

При освещении деятельности правоохранительных органов важно соблюдать предельную осторожность. Даже имея разрешение на пуб­ликацию следственных материалов, следует избегать возможного не­желательного резонанса публикации - скрытого давления на правоо­хранительные органы, нанесения ущерба родным и близким подследственного. Публикуя материалы, следует помнить о том, что преступником можно назвать обвиняемого лишь после вступления при­говора суда в законную силу, а также о том, что вышестоящие инстан­ции могут изменить приговор.

Преступлением против чести и достоинства граждан считается публи­кация, в которой содержится оскорбление (умышленное грубое униже­ние чести и достоинства личности, выраженное в нарочито неприличной форме) и клевета (дискредитация общественного авторитета личности путем распространения заведомо ложных, позорящих его сведений), ого­вор (ложное обвинение). При распространении их через СМИ обязательно должно последовать опровержение в том же СМИ.

«Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массо­вой информации распространены сведения, не соответствующие дейст­вительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массо­вой информации».

Злоупотреблением свободой массовой информации считается ис­пользование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний. Воз­можное наказание по суду - пять лет заключения. Преследуется также и ущемление свободы массовой информации, каковым считаются: «осу­ществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение про­фессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; неза­конное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; принужде­ние журналиста к распространению или отказу от распространения ин­формации; установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую за­коном тайну». Нарушение прав журналистов влечет административную, дисциплинарную и даже уголовную ответственность.