Конструирование из природного материала.

Конструирование из готовых форм.

Конструирование из бумаги.

Своеобразие в том, что из плоского листа создают объёмные предметы.

Приёмы:

1. Сгибание листа бумаги пополам: из квадрата можно сделать шалаш, палатку, из прямоугольного листа – тетрадь, дом, вагон.

2. Сгибание полос бумаги: этим способом можно сделать мебель для кукол, стол, стулья, скамейку, кровать. Для большей прочности в некоторых местах полоску можно склеить (например: укрепить спинку стула, кровати).

3. Сгибание, надрезание и склеивание: например: из квадрата можно сделать, склеить кубик, стол, дом. Квадратный лист бумаги сгибают на определённое количество равных частей, в нужных местах делают надрезы, что даёт возможность прочнее скреплять части.

4. Складывание бумаги в разных комбинациях: множество этапов работы строго следующих один за другим. Игрушки для воды (лодочки, кораблики), игрушки для подвижных игр (вертушки, стрелы, голуби, самолеты), игрушки для настольных игр (пингвины, лягушки, петушки), как дополнение к сюжетным играм (кошелёк, стакан, шапка, фотоаппарат).

В изготовлении этих игрушек лучше всего использовать тонкую цветную глянцевую или писчую бумагу.

5. Использование выкроек: сложные, объёмные игрушки: выполнение по выкройкам (ёлочные игрушки, почтовый ящик, скворечник, самолёт с объёмным корпусом, коробочки с крышками, домики…). Нужно знать условные обозначения: сплошная линия – разрез, пунктирная – линия сгиба. Используют плотную бумагу – глянцевую, полу картон, настольную.

Готовые формы – коробки, катушки, шпульки, пробки.… В качестве дополнительного материала используется: цветная бумага, нитки, кусочки ткани, тонкая проволока. Все детали скрепляются казеиновым клеем.

Способы работы:

1. Соединение готовых форм без изменения их с добавления небольших деталей. Например: по разному склеивая коробки можно получить письменный стол, пианино, тележку, вагон.… Затем готовые формы обклеиваются тонированной бумагой.

2. Частичное изменение готовых форм. Чтобы придать поделке более реальный вид, форму коробок предварительно изменяют: надрезают ножницами и удаляют часть. Например: кормушка (используется пакет из под молока), вагончики.

3. Изготовление и присоединение подвижных частей. Некоторые игрушки будут более интересными, если каким-либо частям придать подвижность. Например: к вагону, машине приделать колёса; шлагбаум, весы также можно сделать подвижными.

В качестве природного материала используют: шишки (еловые, сосновые), желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, мох, кору, солому, перья птиц, яичную скорлупу, ветки, ракушки… Дополнительным материалом служит: бумаги, картон. Для скрепления используют казеиновый, столярный клей, нитки, тонкая проволока. Инструменты и приспособления: ножницы, молоток, шило, иголки.

Для обучения детей конструированию используются следующие методы и приёмы работы:

· Наблюдение натурального объекта;

· Показ и анализ образца;

· Объяснение последовательности и способа выполнения постройки, игрушки;

· Постановка перед детьми задач, требующих самостоятельного решения проблемы.

Способы обследования предметов:

· Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например: мост длинный, с плавными спусками, здание школы большое – у него много окон…).

· Определение общей формы предмета (например: форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально; выделение основных его частей, определение их формы, величины).

· Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, внизу, выше, ниже, слева, справа).

· Выделение более мелких частей и расположение их к основным; уточнение материала, из которого выполнены предметы (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества).

· Повторное восприятие предмета в целом (например: вот какой высокий, двухэтажный дом мы будем строить…).


Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Содержание, общие и специальные задачи работы, её коррекционная направленность.

2. Методы и формы организации дошкольников с окружающей действительностью.

3. Формирование первичных природоведческих и обществоведческих представлений

 

Литература:

1. Саморукова П.Г. Как ознакомить дошкольников с природой. – М.,1983.

 

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ, ЕЁ КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

 

Ознакомление детей с природой является частью единого педагогического процесса. У детей дошкольного возраста формируются знания о природе, умения, навыки, воспитывается бережное отношение к природе, формируется эстетическое восприятие, эстетические чувства. Перед воспитателями дошкольных учреждений стоят следующие задачи:

· побуждать в каждом ребёнке чувство радости от осознания себя живущим, частью живой природы;

· развивать интерес детей к природе, природным явлениям, стремление к ее познанию;

· воспитывать уважительное отношение к живому миру, формировать представления об общевитальных признаках у человека: чувствительности, движении, питании, дыхании, росте, размножении;

· воспитывать эмпатию, бережное отношение к животным, растениям, уважение к их жизни, потребностям;

· вызывать радость от общения с животными и растениями, желание заботиться о них;

· формировать представление об общевитальных проявлениях у животных и растений: движений, питании, дыхании, росте, размножении, чувствительности, о роли света, тепла, влажности, питательной почвы в жизни растений, человека, животных;

· развивать умение общаться с животными, ухаживать за ними;

· воспитывать бережное отношение не только к животным, но и к их среде обитания, стремление оберегать природу;

· формировать понятие о целостности и неповторимости природных сообществ, о взаимосвязи и взаимозависимости живой природы и неживой природы

· обогащать представления детей об объектах неживой природы с помощью всех органов чувств;

· формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Методы ознакомления с природой:

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:

1.наглядные (наблюдения, рассматривание картин, использование диа- и кинофильмов);

2. практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);

3. словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы)

Наглядные методы:

Наблюдения – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Организуя наблюдения, воспитатель в комплексе решает ряд задач:

· формирует у детей знания о природе;

· учит наблюдать;

· развивает наблюдательност;

· воспитывает эстетически.

В процессе наблюдения используются кратковременные наблюдения (знания о свойствах и качествах предмета и явлений, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, с животными, характер движений, звуков).

Длительное наблюдение – используется для накопления знаний о росте, развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети учатся сравнивать наблюдаемое состояние с тем, что было раньше.

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями, животными, трудом взрослых в природе. Они проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках, в уголке природы.

Рассматривание картин, использование ТСО:

Рассматривание картин. – картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. Многие явления не доступны для непосредственного наблюдения. Например: дикие звуки, животные южных и северных стран. Используются дидактические, сюжетные, предметные, художественные картины. Дидактические картины – они созданы как наглядное пособие для обучения детей («Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения»). В работе детских садов используются художественные картины:«Золотая осень», «Сирен» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Зелёный шум» Рылова, «Мак» Кончаловского, «Зима» Шишкина.

Цель, используя эти картины – сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие цвета выразительности. В детских садах используют для восприятия натюрморты и пейзажи. При рассматривании картин можно использовать слушание музыки.

Кинофильмывызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес и способствуют успешному усвоению знаний.

Диапозитивы, диафильмы: «Растения в разные времена года, охрана природы, лес и его обитатели, домашние животные в разное время года» используются в разных возрастных группах.

Практические методы:

Игра. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют знания о предметах и явлениях в природе, растениях, животных.

а) Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке»). Конкретизируются, обогащаются знания детей.

б) Настольно-печатные игры: («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», « Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья»). Они систематизируют знания детей.

в) Словесные игры: (Кто летает, бегает, прыгает. В воде, воздухе, на земле. Нужно – не нужно.) Проводятся с целью закрепления знаний, развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

г) Подвижные игры: природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни («Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы»), эти игры углубляют знания детей, увеличивают интерес к природе).

д) Творческие игры: в игре отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе. Эти игры формируют положительное отношение к труду взрослых в природе.

Труд в природе:

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе развивает сенсорику ребёнка. Он различает характерные признаки предметов, так чтобы определить нуждается ли растение в поливе. Труд в природе развивает наблюдательность.

Формы организации труда:

· индивидуальные поручения (применяются во всех возрастных группах.)

· коллективный труд (даёт возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей.)

· элементарные опыты. Опыт – это наблюдение проводимое в специально организованных условиях. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем или же детьми. Она должна быть ясно и четко сформулирована. Опыт может проходить длительно и кратковременно.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Опыты носят поисковый характер: где лучше будет расти овёс в темном месте или светлом? Может ли растение расти в холодном месте? Что будет с водой, если её вынести на мороз? Что будет со снегом в помещении? Перед кошкой лежат: хлеб, капуста, Что будет есть?

Словесные методы:

При ознакомлении с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседу. Словесными методами решаются ряд задач: конкретизируются, пополняются, уточняются знания детей.

Рассказ воспитателя должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Яркость, образность, конкретность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Рассказывать можно с разными целями:

- для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях;

- для ознакомления с новыми явлениями, фактами.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа бывает двух видов: предварительная и итоговая.

Предварительная – используется перед наблюдателем, экскурсией. Цель– уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с именующимися знаниями.

Итоговая – направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Беседа бывает разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения (перелетные птицы), другие затрагивающие более широкий круг наблюдаемых объектов, явлений (о сезонах), для систематизации знаний о явлениях живой и не живой природы, о жизни растений, животных, о труде людей.

Чтение художественной литературыимеет большую познавательную ценность. Природоведческая книжка раскрывает детям явления в природе, помогает установить связь и отношения, существующие в природе (Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты»). Они помогают раскрыть обусловленность строения того или иного органа. Воспитатель использует произведения Бианки для того, чтобы показать ребёнку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии.

Формы ознакомления с природой:

1. Занятия проводятся во всех возрастных группах:

в мл. средней – 2 занятия в месяц;

в ст. средней – по одному занятию каждую неделю.

Начиная со средней группы, организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. В программное содержание включается две группы задач:

образовательные задачи – это тот объём знаний, который необходимо дать детям. Эти задачи развивают память, мышление, восприятие, отдельные мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развитие речи, формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарищей, действовать по слову воспитателей).

воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развития эстетического отношения к ней.

Экскурсии – один из видов знаний по ознакомлению с природой. Преимущества экскурсий – дети имеют возможность видеть растения, животных.

Экскурсии бывают природоведческие (парк, лес, луг, река, зоопарк, ботанический сад) и на сельскохозяйственные объекты (сад, огород, в поле, на птицефабрику) с целью ознакомления с трудом взрослых.


Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Содержание элементарных математических представлений.

2. Формирование представлений о форме и величине.

3. Формирование пространственных представлений и пространственной ориентировке.

4. Развитие временных представлений.

 

Литература:

1. Метлина

2. Колесникова

3. Житко И.В. Статьи в журналах «Пролеска».