Матрица SWOT-анализа уровня развития МО
1. Природные ресурсы и пространственная организация | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Наличие рекреационных зон, природных водных бассейнов; наличие участков, пригодных для инвестиций; наличие земельного и градостроительного кадастров, современной градостроительной документации | Отсутствие рационального природопользования |
Возможности | Угрозы |
Относительная близость производственных зон и жилья | Загрязнение окружающей среды из-за близости мегаполиса |
2. Население | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Высококвалифицированная рабочая сила; большое количество работников с высшим образованием; возможность привлечения рабочей силы из соседних районов области | Естественная убыль населения, старение населения; ограниченность местных трудовых ресурсов |
Возможности | Угрозы |
Улучшение качества рабочей силы за счет внешней миграции; наличие значительного количества учебных заведений различной специализации | Неблагоприятные изменения структуры населения вследствие неконтролируемой миграции |
3. Экономика | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Близость к емкому рынку (крупный мегаполис); значительные ресурсы сельскохозяйственного сырья в районе; многоотраслевая структура экономики | Недостаточные темпы диверсификации и реструктуризации предприятий реального сектора экономики; недостаточная развитость малого бизнеса в производственной сфере; наличие значительного неформального сектора экономики; высокая степень износа производственных фондов |
Возможности | Угрозы |
Благоприятный инвестиционный климат в области; реализация крупных инвестиционных проектов в пригородной зоне; развитая система внешнего транспорта | Серьезная конкуренция со стороны других муниципальных образований (в частности мегаполиса) |
Экспертная оценка может быть проведена при участии работников администрации МО. Вначале вычисляют среднюю оценку по каждому набору факторов, далее рассчитывают степень согласования мнений экспертов. В результате сумма полученных оценок определяет общую значимость сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды. Итогом SWOT-анализа является четко обозначенные приоритеты развития и объекты реформирования муниципального образования.
Тема 5. ПРИЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА УПРАВАЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
5.1. Понятие неопределенности и риска
В органах государственного и муниципального управления руководителям часто приходится разрабатывать и принимать управленческие решения в условиях неполной и ненадежной информации, а результаты реализации управленческих решений не всегда совпадают с запланированными показателями. Эти условия классифицируют как обстоятельства неопределенности и риска.
Управленческое решение принимается в условиях неопределенности, когда у руководителя отсутствует возможность оценить вероятность будущих результатов. Такое случается, когда требующие учета параметры настолько новы и неструктурированны, что вероятность определенного последствия не удается предсказать с достаточной степенью достоверности.
Управленческие решения принимаются в условиях риска, когда не определены результаты их реализации, но вероятность наступления каждого из них известна. Неопределенность результата в данном случае связана с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий для достижения намеченных целей.
Управленческое решение принимается в условиях определенности, если руководитель точно знает результат реализации каждой альтернативы. Следует отметить, что управленческое решение принимается в условиях определенности достаточно редко.
Неопределенность при принятии решений проявляется в параметрах используемой информации на всех стадиях ее обработки. Неопределенность трудно измерить, и чаще ее оценивают с точки зрения качества (высокий или низкий уровень). Также ее оценивают в процентах (неопределенность информации на уровне 30%).
Неопределенность связывают с разработкой управленческого решения, а риск — с результатами реализации (рис. 5.1).
Рисунок 5.1 показывает, что неопределенности являются основной причиной появления рисков. Уменьшение их объема является основной задачей руководителя. Бывают ситуации, когда риск становится причиной неопределенности. Это возможно в том случае, если несколько решений следуют друг за другом и риски предшествующих становятся неопределенностями для последующих (рис. 5.2).
Неопределенность рассматривают как явление и как процесс. Если мы рассматриваем ее как явление, то имеем дело с набором нечетких ситуаций, неполной и взаимоисключающей информацией. К явлениям относятся и непредвиденные события, возникающие помимо воли руководителя и способные изменить ход запланированных мероприятий: например, резкая смена погоды привела к изменению программы празднования дня города.
Как процесс неопределенность — это деятельность некомпетентного управленца, который принимает неверные решения. Например, при оценке инвестиционной привлекательности муниципального займа были допущены ошибки, и в результате бюджет города не дополучил 800 тыс. руб. На практике необходимо рассматривать неопределенность как единое целое, так как явление создается процессом, а процесс формирует явление.
Неопределенности бывают объективные и субъективные. Объективные не зависят от ЛПР, а их источник находится вне системы, в которой принимается решение. Субъективные являются следствием профессиональных ошибок, недоработок, несогласованности действий, их источник при этом находится внутри системы, в которой принимается решение.
Выделяют четыре уровня неопределенности:
♦ низкий не влияет на основные этапы процесса разработки и реализации управленческого решения;
♦ средний, который требует пересмотра некоторых этапов разработки и реализации решения;
♦ высокий подразумевает разработку новых процедур;
♦ сверхвысокий, который не позволяет оценить и адекватно интерпретировать данные о складывающейся ситуации.
Неопределенность в процессе разработки управленческого решения может быть вызвана следующими причинами:
♦ отсутствием достоверной информации;
♦ сложностью при обработке информации;
♦ монополизацией необходимых данных внешними органами управления.
Уровень неопределенности в значительной мере зависит от характеристик информации. Поэтому руководителям необходимо использовать документальную информацию: справочники, сертификаты, свидетельства.
Задача ЛПР заключается в поиске необходимой информации, оценке ее характеристик, выделении важной части, позволяющей анализировать текущее состояние системы, в которой разрабатывается решение.
Для поиска и обработки информации используются соответствующие технологии, требуется высокопрофессиональный персонал и финансовые и временные затраты. Информация оценивается по достоверности, объему, ценности и насыщенности.
Степень достоверности информации определяется как соотношение реальных сведений и общего объема информации, выраженное в процентах. Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Достоверность имеет три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%) и негативный (менее 80%).
Объем информации характеризует ее полноту в системе управления, достаточную для понимания и принятия обоснованного решения. Уровни объема информации: избыточность, субминимальный уровень и недостаточность.
Ценность информации — это степень снижения уровня неопределенности, которая проявляется в снижении финансовых и временных затрат на принятие правильного решения. Выделяют четыре уровня ценности: нулевой, средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%), высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза), сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз).
Насыщенность определяется как соотношение профессиональной и фоновой информации. Уровни насыщенности: высокий (80-100%), нормативный (50-80%), низкий (менее 50%).
Если учитывать влияние профессионализма персонала, то неопределенности в процессе разработки и реализации управленческих решений возникают по следующим причинам:
♦ ограниченность ресурсов;
♦ непреодолимые обстоятельства;
♦ субъективизм при делегировании решения большому числу исполнителей;
♦ низкая профессиональная подготовка;
♦ несоответствие решения ожиданию объекта управления.
Чтобы уменьшить негативные последствия делегирования решения большому количеству исполнителей, используют нормы управляемости, разработанные применительно к функциям управления. Рекомендации по количеству разрабатываемых и реализуемых решений, которые может координировать, контролировать вышестоящий руководитель, приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Ограничения на количество решений, приходящихся на одного руководителя
Уровень сложности | Простой | Средний | Трудный | ||||||
Совместимость решений | Одинаковые | Однотипные | Разнотипные | Одинаковые | Однотипные | Разнотипные | Одинаковые | Однотипные | Разнотипные |
Количество решений |
Простые решения подготавливаются по известным алгоритмам и исполняются по отработанным схемам, в которых отсутствуют неопределенность или ее уровень настолько низок, что не оказывает существенного влияния на результат.
Решения средней сложности предполагают альтернативные варианты разработки и многообразие путей их реализации. Основанием для выбора такого решения является сокращение влияния неопределенности.
Трудные решения не имеют аналогов, а влияние неопределенности на процесс разработки и реализации решения учесть практически невозможно.
Если за каждым решением стоит конкретный человек, то информацию, представленную в табл. 5.1, можно рассматривать как рекомендацию при расчете норм управляемости: сколькими подчиненными может эффективно управлять один руководитель. Следует помнить, что низкий профессиональный уровень управленцев способствует переходу от детерминированных ситуаций и процессов к неопределенным.
Основные типы ошибок в управленческой деятельности, увеличивающие неопределенности. Продуктом управленческой деятельности является решение. Следует учитывать возможные ошибки во всех составляющих решаемых задач. Основные виды ошибок, возникающих в процессе разработки и реализации решений, приведены в табл. 5.2.
Таблица 5.2