Сокращенные названия древесно-кустарниковых пород

Принципы формирования пейзажных групп

Пейзажная группа- это сочетание древесно-кустарниковых растений одного или нескольких видов, расположенных на открытом пространстве лесопарка. В состав группы входит не менее трех экземпляров деревьев или кустарников.

Пейзажные группы создаются и высаживаются с целью повышения эстетических качеств элементов ландшафтов или отдельных объектов. Каждая пейзажная группа должна быть эстетичной сама по себе и гармонично увязанной с окружающим ландшафтом. Сочетание деревьев и кустарников в пейзажной группе следует подбирать с учетом сезонного изменения цвета листвы, периодичности цветения, окраски цветов и плодов, ажурности кроны.

По строению пейзажные группы подразделяется на серии, типы, варианты.

Серия образуется по ведущим лесообразующим породам (сосновая, еловая, пихтовая, лиственничная, березовая и т.д.).

Каждая серия в зависимости от состава разделяется на типы: простые, смешанные, сложные (табл.12).

Простой тип - это чистые однородные по составу группы. Количество деревьев в группе варьирует от 3 до 15.

Смешанные группы - состоят из главной породы данной серии, а также других лесообразующих и вспомогательных пород. В состав смешанных групп входит не более трех различных пород. По степени смешения они могут быть двухпородные или трехпородные.

Сложные группы - в состав групп кроме деревьев входят и кустарники.

По величине группы подразделяются на малые (2-3 породы), средние (4-7), большие (10-15 пород). При увеличении количества пород в группе она переходит в другую форму-куртину (Черкасов, 1976).

В группах средней и большой величины предусматривается ядро (дерево- акцент) и внешний контур. Для ядра подбираются древесные породы, обладающие высокими художественными достоинствами - декоративной мозаикой, архитектоникой, величием.

 

Таблица 12. - Варианты пейзажных серий и групп

Серия Тип групп Варианты
1 Сосновая Простая Смешанная Сложная ЗС; 5С; 7С; 9С; 5С8Лп; ЗСЗБЗРб; ЗСЗЛЗЖмт; 7С19Кло; 10С8Лх; 7СЗЕ12Клт.
2 Еловая Простая Смешанная Сложная ЗЕ; 5Е; 7Е; 9Е; 4ЕЗП; 4ЕЗЛпЗЯб ЗЕ2В15Бро;5ЕЗКло10Лх
3 Лиственничная Простая Смешанная Сложная ЗЛ; 5Л; 7Л; 9Л 4ЛЗС; 5ЛЗБ; Зл2Лп10Шп; 4Л2Чро15Жм 4ЛЗС6В9Кло7Снж
4 Березовая Простая Смешанная Сложная ЗБ; 5Б; 7Б; 9Б; 5БЗР5;3Б2П2Е; 5Б2Е1ЛЗКло5Лх7Чб 4БЗИв11Брб; ЗБ2Лп9Клт
5 Липовая Простая Смешанная Сложная ЗЛп; 5Лп; 7Лп; 9Лп; 4ЛпЗРб; 5Лп2Л1Рб; 5Лп4Кло5Брш7Лх ЗЛп2Е1Ив7Жм
6 Комплексная Простая Смешанная кустарни­ковая Сложная 7Чр; 50рм; 9Бр7С; 8Св11Шп; ЗЕ4ЯбЮБрт; 2Рб40рм4Чрм7Мжк1 1Бро

 

 

Бро- барбарис обыкновенный Рб - рябина обыкновенная

Брт- барбарис Тунберга Рзм - роза майская

Жмт - жимолость татарская Св- свидина белая

Кло- клен остролистный Снж- снежноягодник

Клт- клен татарский Спк- спирея калинолистная

Лх~ лох серебристый Чрм- черемуха Маака

Мжк -можжевельник казацкий Чро - черемуха обыкновенная

Орм- орех манчжурский Чб – чубушник

Живописность достигается свободным размещением деревьев в ядре группы. Однако, в компактных по размещению группах, живописность достигается созданием букетных групп, когда в одну яму высаживаются 2-3 экземпляра одной породы.

По структуре различают компактные (плотные), рыхлые (ажурные) и сквозные группы.

По декоративному строю группы могут быть гармоничными и контрастными.

По эмоциональному воздействию на психику человека В.Карамзин выделяет вдохновляющие, сосредотачивающие, бодрящие, успокаивающие группы.

В своих работах С.Н. Палентреер, Л.С. Залесская, Л.И.Рубцов, И.А. Косаревский рассматривают основные принципы компоновки растений объединяемых в пейзажные группы: экологический, типологический или фитоценологический, систематический, физиономический,

Экологический принцип основан на учете условий среды произрастания и объединяет породы, которые имеют обширный ареал произрастания и отличаются нетребовательностью к экологическим условиям среды, легко сочетаются с породами из различных географических районов.

Типологический или фитоценологический принцип основан на пригодности к совместному произрастанию различных видов растений. Лучшие примеры сочетания растений по типологическому принципу можно найти в природе.

Систематический принцип основан на использовании в одной композиции представителей различных видов одного и того же рода, что создает художественное единство, позволяет глубже воспринимать красоту композиции.

Физиономический принцип основан на сочетании внешних данных растений, предусматривает знание декоративных свойств деревьев и кустарников, их сезонную и возрастную динамику развития.

В основу формирования пейзажных групп непременно должны быть положены эти принципы. С точки зрения предлагаемых принципов формирования пейзажных групп, И.В.Таран и A.M. Агапова (1981) предлагают различные типы и варианты наиболее распространенных серий.

Рассмотрим более подробно возможные варианты формирования пейзажных групп сосновой и еловой серий.

Сосновая серия. Доминантной в этой серии является сосна обыкновенная, которая распространена на значительной территории России, образует чистые и смешанные насаждения на различных почвах. Максимальный возраст 580 лет (Рубцов, 1977).

Группы сосновой серии можно использовать при реконструкции осиновых насаждений, при создании насаждений на непокрытых лесом площадях в различных лесорастительных зонах.

Декоративные качества простых групп сосновой серии обеспечиваются за счет архитектоники кроны, окраски коры, ствола, скелетных сучьев, вечнозеленого охвоения (рисунок 7).

Рисунок 7 - Типы малых ландшафтных групп:

а - простая; б - сложная, в, г – смешанные

 

Смешанные группы создаются по контрастности крон, структуре декоративной мозаики, высоте растений, продолжительности облиствленного состояния. В состав смешанных групп могут включаться: лиственница Сукачева, береза повислая, липа мелколистная, рябина обыкновенная, клен остролистный.

В состав сложных групп наряду с деревьями входят кустарники. Красивоцветущие - калина обыкновенная, роза майская или морщинистая, спирея японская, чубушник; с яркими декоративными плодами - жимолость татарская, снежноягодник, клен татарский; с оригинальной окраской листьев и побегов – дерен белый, лох серебристый, барбарис Тунберга.

Еловая серия Экологические особенности ели позволяют ее использовать в различных лесорастительных зонах.

В условиях Европейской части в пейзажных группах используется ель обыкновенная, на Урале и Сибири ель сибирская. Величественно, торжественно и строго смотрится в пейзажных группах ель колючая, которая успешно культивируется в условиях Европейской части РФ и Урала. Ели одинаково хороши для посадки в пейзажных группах, аллейных, посадках, для реконструкции малоценных насаждений, формирования лесопарковых насаждений, оформления входов и композиционных центров. Из ели хорошо создавать маскирующие посадки, при плотной рядовой посадке. Теневыносливость ели позволяет широко ее использовать для посадки под полог лиственных, что позволяет значительно обогатить и разнообразить состав лиственных лесов.

Визуально-эстетическое восприятие простых групп, создаваемых из ели в различной конструкции (ЗЕ,5Е,7Е,9Е) обеспечивается монументальностью и строгостью габитуса, темно-зеленым охвоением. Чистые группы из ели особенно эффектны на фоне березовых и чистых плотных по структуре опушек липовых насаждений.

Смешанные группы из ели с участием березы, липы, рябины, ивы белой отличаются большой декоративностью, контрастностью силуэта.

Богатой палитрой красок отличаются сложные группы, в составе которых с елью участвуют и кустарники.

Особенно хорошо гармонируют с темно-зеленой окраской еловой хвои кустарники с яркими плодами и листьями: калина обыкновенная, дерен белый, баобаоис Тунберга, лох серебристый.

При формировании пейзажей и оформлении территорий лесопарковых зон ландшафтно-пейзажными группами следует учитывать возможность, восприятия их с точки зрения эстетичности пейзажа. Выразительность, пейзажной группы подчеркивают контрастностью, конфигурацией опушки, различием деревьев по высоте, форме кроны, окраске листьев. С помощью пейзажных групп создаются постепенные переходы от высокой к низкой древесно-кустарниковой растительности и наоборот.

Комбинации деревьев в группах могут быть самыми разнообразными, но каждая пейзажная группа должна строится на контрастах разных пород и из одной породы при условии ее гармоничного или контрастного сочетания со стеной леса, на фоне которой она размещается. Размер группы, ее видовой состав подбирается в зависимости от ее местоположения. При формировании групп важен не только видовой состав, но и ее внешний облик, различающийся по фактуре - от ажурной до плотной, по форме - от колоновидной до округло-плакучей, по силуэту и колориту - от гармоничных до контрастных.

Размер группы зависит от того, с какого расстояния они будут просматриваться. На дальнем плане группы должны быть крупнее, число деревьев одной породы в группе должно быть больше, силуэт группы контрастнее по форме и цветовой гамме. Группы, которые просматриваются с близкого расстояния, должны быть более колоритны, где каждое дерево играет определенную роль. Здесь важно использование красивоцветущих деревьев и кустарников, контрастных тонов окраски стволов, листьев, ветвей.

Густота группы зависит от состава входящих в нее пород, где светолюбивые деревья с раскидистой кроной рассаживаются реже, чем теневыносливые и узкокронные.

Деревья в пейзажные группы подбираются по признакам биологической совместимости. При размещении деревьев в группе высокорослые мощные породы размещают в центре или на заднем плане, чтобы они не закрывали деревьев второй и третьей величины. Быстрорастущие породы не рекомендуется смешивать с медленнорастущими деревьями, а составлять из них отдельные группы. Создавая ажурные группы, деревья рассаживают так чтобы ветви соседних деревьев не переплетались, в плотных группах -наоборот. Примерные расстояния между деревьями в группах (м):

Между деревьями первой величины одного вида -3-7

Между разными деревьями первой величины - 4 - 8

Между деревьями первой и второй величины - 4 - 8

Между деревьями второй и третьей величины - 1 - 4

Между деревьями второй-третьей величины и кустарниками -1-4.