I. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

2. Концепция Смутного времени.

3. Схема русской истории С.Ф. Платонова.

Платонов Сергей Федорович (1860-1933) родился в Чернигове в семье типографского служащего. В 1878 г. Платонов поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где слушал лекции К.Н. Бестужева-Рюмина, А.Д. Градовского и В.И. Сергеéвича. В течение восьми лет Платонов работал над магистерской диссертацией «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник».Платонов придал ей характер источниковедческого исследования.В 1888 г. Платонов защитил магистерскую диссертацию, а на следующий год возглавил кафедру русской истории. Позже Платонов будет возглавлять историко-филологический факультет Петербургского университета (1900-1905), а в 1920 г. ученого с очевидным запозданием изберут в академики.

Историк С.Ф. Платонов более всего ценил устойчивый государственный порядок и видел его в соблюдении законности. Революции были чужды его мировосприятию. Он лояльно относился к русской монархии, являясь сторонником её конституционного самоограничения. События 1905 г., по словам Платонова, уничтожили «уважение к династии», и побудили его думать о конституционно-демократическом строе. Революции он воспринял, как катастрофу. Одно время Платонов рассматривал советскую систему как переходную стадию к демократическому правительству. Позже он утратил надежду на постепенную эволюцию советской системы к демократическому строю.

Кредо Платонова состояло в беспартийности науки. Аполитичность историка совсем не исключала его активной общественной деятельности, направленной на просвещение общества и воспитание подрастающего поколения. Свой общественный долг при советской власти он видел в сохранении культурного наследия и приобщения к нему своих соотечественников.

С.Ф. Платонов разделял представления об особой мессианской роли науки в обществе, поэтому стремился быть не просто исследователем, а ученым, реализующим нравственно-воспитательный потенциал науки.

Синтетическая методология Платонова сложилось под тройным влиянием – Государственной школы с её органической эволюционной теорией, конструктивных идей консервативного и либерального направлений в русской историографии, и проблемно-источниковедческой методики Петербургской школы. В силу этого Платонову были присущи три отличительные черты – стремление к созданию общей схемы русской политической истории, социально-экономическая направленность научного интереса и приверженность к источниковедсческой методике познавательного процесса, базирующейся на приоритете источника и факта.

Большинство историографов относят Платонова к позитивизму, хотя вопрос о влиянии позитивистских идей на творчество Платонова остается дискуссионным. С позиций позитивизма Платонов рассуждал о задаче исторической науки изучать «конкретные факты». С другой стороны, он выступал против присвоения исторической науке методов и задач социологии. По его мнению, социология ставила себе целью раскрытие общих законов развития общественной жизни вне приложения их к определенному месту, времени и народу. Чтобы приблизиться к объективному знанию, необходимо было собрать источники, критически проанализировать их достоверность, восстановить на основании этого конкретные исторические факты и выявить между ними внутреннюю связь, а затем «свести их в общий научный обзор или в художественную картину». Бóльшее внимание Платонов уделял проблемам источниковедения, избегая излишнего теоретизирования. Возвыситься до некоторых исторических обобщений, согласно Платонову, можно было только тогда, когда конкретные факты систематизированы и освещены.