I. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

2. Петровские реформы в трактовке П.Н. Милюкова.

3. «Теория контраста».

Милюков Павел Николаевич (1859-1943) являлся выходцем из дворянской среды. В 1877 г. Милюков поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции В.О. Ключевского. По окончании университета Милюков был оставлен на кафедре Ключевского.

Милюков критически относился к российской действительности. Самодержавие он рассматривал, как военное государство, созданное за счет общества и направленное против общества. Милюков пропагандировал социальный прогресс либерального происхождения. В Московском университете Милюков поддерживал студенческое движение, за что был уволен со службы, и выслан в Рязань. В начале ХХ века Милюков стал одним из организаторов партии кадетов. После свержения самодержавия в 1917 г., Милюков некоторое время занимал пост министра иностранных дел в составе Временного правительства. В эмиграции он сохранил либеральные идеалы, до конца жизни оставаясь патриотом России.

Научные труды западника Милюкова несли отпечаток политической ориентации их автора, определенный нигилизм по отношению к русской истории, особенно о вопросах русской культуры и ее традиций. Эти политизированные оценки влияли на научную разработку тех или иных вопросов, иногда предваряли их научное изучение.

Будучи студентом, Милюков испытал влияние трудов Б.Н. Чичерина и В.О. Ключевского. Самого себя он считал наследником идей Государственной школы. Подобно типичным «государственникам» Милюков большое внимание уделял географическому фактору, колонизации новых пространств, вызванной этими обстоятельствами стадиальной смещенности социальных процессов и, наконец, особой роли государства в России.

Однако Милюков преодолел узкоюридический подход школы с ее сосредоточенность на правовых нормах. Ученый заговорил о социально-экономической стороне исторического процесса. Как исследователь Милюков был представителем позитивистской методологии с её многофакторным подходом и сравнительно-историческим методом исследования. Согласно такому подходу в развитии общества участвовали несколько основополагающих факторов.

По своим теоретическим взглядам Милюков был позитивистом той формации, которая вела свое начало от Огюста Конта. Как позитивист Милюков признавал закономерность исторических явлений независимо от того, может ли история открыть эти искомые законы. Изучение закономерности исторического процесса он связывал с научным объяснением истории. Милюков считал, что историк должен «соединять прошедшее с настоящим», а задача исторического исследования заключается в анализе причинно-следственных связей, и, таким образом, в объяснении возникновения современных социальных структур и в определении дальнейшего пути развития.