II. Этапы развития Государственной школы.

План

ПЛАН

Вывод

Славянофилы смешали свою идеальную утопию с историческим прошлым страны. Историософия и исторические схемы славянофилов в целом не выдержали научной критики, однако, заявленная ими тема русской общины и вечевых традиций на Руси оказалась научно перспективной. Многие исторические и этнографические материалы, очерченные славянофилами, дотоле были неизвестны науке. Некоторые соображения славянофилов о развитии русского государства и общества оказались продуктивными. Апелляция к мнению Земли (народа) и настойчивые напоминания славянофилов о необходимости изучать общинное начало и быт различных слоев общества, в частности крестьянства, стимулировали будущий переход к социальной истории.

 

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ЮРИДИЧЕСКАЯ) ШКОЛА: ЕЁ ПРЕДТЕЧИ И ОСНОВОПОЛОЖНИКИ

1. Государственная школа в русской историографии.

2. Родовая теория Густава Эверса.

3. Научное наследие К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина.

4. Научное наследие С.М. Соловьева.

 

ЛЕКЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

1. Общественно-политические условия образования Государственной школы и её характер.

2. Этапы развития Государственной школы.

3. Теоретико-методологические основы школы.

4. Предтечи и основоположники Государственной школы.

5. Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории

I. Общественно-политические условия образования Государственной школы и её характер.

Самым значительным явлением русской историографии XIX века являлась Государственная школа. Становление Государственной школы связано с научнойи общественной деятельностью того поколения ученых, чье научно-интеллектуальное созревание пришлось на николаевскую эпоху. Общественно-политическая и внутринаучная атмосфера становления школы характеризовалась спорами славянофилов и западников. Представители Государственной школы составили ядро второго из названных течений общественно-политической мысли. Историческая концепция Государственной школы во многом носила идеологический характер. Главные фигуранты новой научной школы заявили о себе как о деятелях либерального толка, причем К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин в середине 1850-х годов возглавили либеральный лагерь в общественной жизни России, и либеральные идеалы самым непосредственным образом повлияли на их научные изыскания. В публицистических выступлениях Кавелина и Чичерина были сформулированы основные положения либеральной программы преобразований в России. Подоплеку их политической программы составил богатый исторический материал, поданный в соответствующей интерпретации. Ее смысл сводился к обоснованию необходимости отмены крепостного режима и либерализации общественно-политической жизни в стране. Основоположники Государственной школы находили свой идеал разумной действительности в идее правового государства. Свой жизненный путь представители первого поколения «государственников» завершали в условиях начавшейся буржуазной модернизации России. В пореформенное время каких либо кардинальных изменений концепция Государственной школы не претерпела, однако с течением времени её историческая концепция приобрела консервативно-охранительные очертания.

В истории Государственной школы можно выделить несколько этапов, которые отражали развитие этого научного, интеллектуального и одновременно общественного явления.

На период с середины 1840-х до середины 1850-х годов приходится первый этап, в течение которого происходит становление концепций основоположников Государственной школы.В преддверии реформ научные и общественно-политические идеи «государственников» отличались историческим оптимизмом и обладали несомненной новизной. Вторым этапом (середина 1850 – 1861 годы) в истории Государственной школы стало время осознания последствий Крымской войны и кануна крестьянской реформы. В этот период оттачиваются политические основы взглядов и исторической концепции представителей Государственной школы в связи с активной общественной позицией, которую они занимают в период обсуждения проектов отмены крепостного права. Третий этап (1860 – 1870-е годы) отмечен наиболее интенсивными историческими, философскими, социологическими исследованиями представителей Государственной школы. Это время завершения формирования Государственной школы как цельного явления историографии и одновременно особой интеллектуальной культуры российского общества. На четвертом этапе (1880-1890-е годы) в общественной среде осознается неэффективность реформаторских усилий государства. Следующее поколение историков в этих условиях сменит акценты своих научных интересов, сосредоточив внимание на социальных проблемах истории и роли общества в преобразовательном процессе. Актуальность проблематики и пафос концептуального взгляда «государственников» на ход русской истории начинает подвергаться сомнению. Государственная школа в ее классическом варианте постепенно сходит с арены исторической и историко-правовой мысли, хотя ее идеи в трансформированном виде еще долгое время будут востребованы в дореволюционной, а потом и в советской историографии.