I. Общественно-политические и теоретические взгляды славянофилов.

План

1. Общественно-политические и теоретические взгляды славянофилов.

2. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые.

Шеллингианская и гегелевская философия в общей форме поставили вопрос о том, какой вклад внесла каждая крупная страна в мировую историю. Немецкие мыслители имели обыкновение отрицать вклад, сделанный славянами, и низводили их в категорию «неисторических» народов. С похожими утверждениями выступил в России П.Я. Чаадаев. Появление «Философического письма» вызвало скандал, и послужило организующей силой концептуальной полемики в русском обществе. Выявилось идейное направление, представители которого получили у современников прозвища «славянисты», «восточники», «славянолюбы», «староверы», «самобытники». Хрестоматийным стало понятие «славянофилы». Именно в ходе полемики вокруг «Философического письма» Чаадаева в московских салонах 30-х годов XIX века славянофильские идеи получили первоначальную разработку.

В 1839 г. в московских салонах получила хождение записка «О старом и новом», которая принадлежала А.С. Хомякову. В своем сочинении Хомяков поставил проблему особого исторического развития и специфики общественной жизни русского народа. По мнению автора, в допетровской Руси превалировали положительные начала, например, свобода и равенство сословий, гармоничные отношения государства и народа, духовный авторитет церкви, грамотность в селах и т.д. Хомяков призвал воскресить прежние традиции и избавиться от чрезмерного влияния Запада. Записка Хомякова вызвала рукописный отклик И.В.Киреевского, который утверждал, что в России господствует духовное единство, подчиняющее человека договорным отношениям и закону. В старой России законность вытекала из самой жизни и духовного облика народа.

Единомышленниками Хомякова и Киреевского становятся журналист К.С. Аксаков и публицист Ю.Ф.Самарин. Вышеназванные интеллектуалы, хорошо знавшие немецкую классическую философию и лично знавшие Гегеля (Киреевский) и Шеллинга (Хомяков), становятся ведущими теоретиками славянофильства. Гегелевскую идею о высшем этапе саморазвития Абсолютного духа в виде германского мира славянофилы приложили к русскому народу и его истории. Иван Киреевский объявил, что более высокую ступень Абсолютного духа призвано воплотить славянство. Однако славянофилы не удовлетворились основными принципами немецкой философии и попытались на её базе создать русскую философию, своеобразную феноменологию русского народного духа. Философские конструкции славянофилов, базирующиеся на церковных комментариях, одними исследователями рассматриваются как философское учение, другими – в качестве религиозного.

На основе немецкой классической философии славянофилы сосредоточились на национально-романтической идеализации русской старины в свете антитезы «Восток и Запад». Исторические представления славянофилов приобрели характер законченной исторической концепции, главным образом, благодаря трудам Константина Аксакова. Его историческая схема базировалась на положении о глубоких различиях между коренными началами исторической жизни в России и на Западе. Сверх всякой меры Аксаков идеализировал русскую историю, называя её «всеобщей исповедью» и подобием «жития святых».

Общественно-политические идеалы славянофилов можно назвать консервативной утопией. Им претили парламентские формы правления и конституционализм. Славянофилы выступали за развитое народное самоуправление во главе с самодержавным царем. Отношения между монархией и народом должны были регулироваться не писанными законами, а совещательными органами по типу древних Земских Соборов на основе обычаев. Славянофилы высказывались против ограничения самодержавия, будучи в то же время сторонниками духовной свободы подданных. Демократизация межличностных отношений была достаточной компенсацией за отсутствие политических прав.

При жизни славянофилы были зачислены в консерваторы и ретрограды. Профессор-западник Т.Н. Грановский называл их людьми, пытающимися вызвать призрак из могилы. Позже мнение о реакционности славянофилов, мечтавших об идеальном самодержавии, было поколеблено. Идеология славянофильства была пронизана критическими мотивами. Славянофилы выступали за ликвидацию крепостного права, осуждали чрезмерный полицейский и цензурный произвол, что в тех конкретных условиях сближало их с другими прогрессивными течениями. В современной историографии славянофильство рассматривается как течение раннелиберальной мысли или крайне умеренное течение русского либерализма.