II. Теоретические основания исторического познания.

Во второй четверти XIX века на одно из первых мест в исторической науке выдвигается научно-познавательная функция. Само понятие «историческая наука» связывали с получением объективного знания о прошлом на основе передовых философских систем. В своей теоретико-методологической основе отечественная наука прошла путь от увлечения немецкой классической философией до позитивизма.

Первоначально на смену идеям Просвещения приходит новая совокупность философских и исторических представлений: романтизм и немецкая идеалистическая философия, представленная Ф.В. Шеллингом и Г.В. Гегелем. В романтизме безусловный интерес представляло утверждение о национальном своеобразии исторического развития народов. Главным преобразователем общества становится совокупность нравов, обычаев, представляющих «народный дух», народ, воплощающий в своей культуре и исторической индивидуальности присущие только ему особенности.

Согласно Шеллингу, общие законы развития не исключали специфику жизни отдельных народов. Каждый народ индивидуален по своей сути и в реальной жизни выражает какую-либо сторону всемирной истории. Гегель представлял историю в виде беспрерывного процесса прогрессивного изменения народной жизни от несовершенства к совершенству эволюционным и скачкообразным путями. Гегель сформулировал диалектические положения о связи явлений и процессов, единстве и борьбе противоположностей как источнике изменений, об индивидуальном характере каждой эпохи.

Русская историческая наука стремилась приспособить идеи немецкой философии к конкретной российской реальности. Происходит осмысление того, что каждая эпоха, каждое событие отличается своим характером, все развитие происходит органично. Приходит понимание разнообразие истории разных народов. На первый план выходят поиск национальных особенностей. Предметом и содержанием науки отныне считалось изучение национальных идеалов и традиций своего народа - «национального самосознания». Оно проявлялось в языке, нравах, в бытовых, религиозных и художественных явлениях. В сочетании с природными условиями свободное творчество человеческого духа влияло на исторический процесс.

Такое понимание предмета не укладывалось в узкие рамки изучения деятельности царствующих особ и других значительных фигур. На смену изучения истории самодержавия приходит изучение процесса создания и развития российской государственности, правового и социального строя.

Московский историк Т.Н. Грановский, считавшийся одним из первых гегельянцев в отечественной науке, первым же обратил внимание на ограниченность гегелевской философии при изучении прошлого: отсутствие бережного отношения к изучаемому материалу и априорность произвольных конструкций. Грановский выступил против положения Гегеля об «избранных народах». По его мнению, происходит постоянное взаимодействие народов, они обновляются, принимают достижения других народов. Развитие человечества, писал Грановский, как «эстафетная палочка переходит от одной страны к другой», народы меняются «на посту лидера человечества».

Сходные идеи наши выражение в новой позитивистской философии О. Конта, Д. Милля и Г. Спенсера. Интерес к ним возрос в России в 1860-е годы. Позитивистская концепция привлекла внимание историков идеями об обществе как сумме отдельных частей, а всякое явление понималось как сумма фактов. Считалось, что факты присутствуют в готовом виде в источниках, и каждый из них может быть установлен и исследован без связи с другими. Задача заключалась в том, чтобы их обнаружить, а затем выстроить прочное здание исторической концепции. Позитивизм провозгласил самоценность факта, эмпирического материала, а вершиной научного развития – знание, основанное на опыте. Позитивистская методология опиралась на теорию равноправных факторов, сочетание и воздействие которых на исторический процесс различно в зависимости от времени и места (многофакторность). Позитивизм исходил из веры в прогрессивный и предсказуемый характер исторического развития, а также постулировал номотетический тип исторического познания, направленный на открытие исторических законов. Позитивизм исходил из возможности достижения объективного знания посредством применения методов естественных наук к единичным изолированным объектам. Это облегчало детальное изучение отдельных частей общественной жизни. Применение позитивистских идей в исторической науке привело к расширению предметной области и конкретизации исторических исследований. Юридические институты, экономическая история, история крестьянского хозяйства стали предметом специальных исследований.

Российские историки, так же как и в случае использования философии истории Г. Гегеля, избегали прямого переноса идей позитивизма. Наиболее яркими представителями позитивизма были П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, С.Ф. Платонов, Н.А. Рожков. Позитивизм оказал влияние на В.О. Ключевского. Позитивизм признавал эволюционное развитие без борьбы противоположностей, без революционных скачков и взрывов. Идея бесконфликтного развития устраивала историков либеральной направленности. Позитивистская концепция исторического знания продолжительное время сохраняла прочные позиции в русской исторической науке. Результатом следования позитивистской программе – установлению большинства фактов – был громадный прирост исторического знания.

 

ЛЕКЦИЯ: М.Т. КАЧЕНОВСКИЙ И «СКЕПТИЧЕСКАЯ ШКОЛА» В РУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ