I. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды

План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды М.В. Ломоносова.

2. Историческая концепция М.В. Ломоносова.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765), уроженец Архангельской губернии, выходец из поморской семьи. В 1730 г. покинул родной дом и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе наиболее способных учеников его направили в академическую гимназию в Петербург, а вскоре командировали на учебу в Германию, где Ломоносов обучился немецкому и французскому языкам. По возвращению на родину, он прошел путь от адьюнкта до академика, оставив труды в области математики, физики, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания. Не случайно А.С. Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом.

Общественно-политические идеалы Ломоносова соответствовали эпохе. Он был монархистом и приветствовал сильную власть просвещенного самодержца. Эталоном для него служил Петр Великий. В своем «Слове похвальном блаженного памяти государя императора Петра Великого» Ломоносов уподобил Петра самому Богу. Ученый считал самодержавие прогрессивной силой в истории России. Ослабление самодержавия неизбежно приносило России беды, а усиление – благо.

Историческими изысканиями Ломоносов стал заниматься со второй половины 1740-х годов и продолжал их до конца жизни. Перу Ломоносова принадлежат «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи», «Краткий Российский летописец с родословием» и 1-й том труда «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I» (утрачен очерк Ломоносова о событиях Смутного времени).

Ломоносов придерживался утилитарного подхода к исторической науке. История, по его мнению, должна была предоставить поучительные примеры для практической деятельности: история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах». Такой подход дополнялся патриотическим целеполаганием. Ломоносов, по замечанию Н.Г. Чернышевского, хотел служить не чистой науке, а только отечеству. По заключение П.Н. Милюкова, Ломоносов был панегириком, видевшим задачу истории в возвышении предков и моральном поучении современников.

Методологические принципы Ломоносова не отличались разнообразием. Объяснение исторических фактов он сводил к мотивам и психологии исторических деятелей. Не смотря на сложные отношения Ломоносова с представителями церкви, его работы не были свободны от мотивов провиденциализма. Например, монгольское иго Ломоносов объяснял, кроме прочего, промыслом Божим. Методологическая оснащенность и профессиональные навыки Ломоносова были недостаточными, чтобы на равных с квалифицированными историками заниматься изучением прошлого. По словам В.О. Ключевского, Ломоносов хотел сделаться «русским Ливием, который бы открыл миру древность и славу русского народа». Он стремился уловить дух русской истории, и это был прием оратора или поэта, но, добавим, не историка.