I. Инфраструктура исторической науки.

План

ПЛАН

ТЕМА № 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ КОНЕЦ XVII – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА

1. Выделение истории в самостоятельную научную дисциплину.

2. Научное наследие В.Н. Татищева.

3. Немецкие историки XVIII века.

4. Научное наследие М.В. Ломоносова.

5. Полемика В.И. Болтина и М.М. Щербатова.

6. Научное наследие Н.М. Карамзина.

 

ЛЕКЦИЯ: ВЫДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

1. Инфраструктура исторической науки XVII-XVIII веков.

2. Теоретические основания исторического познания XVII-XVIII веков.

3. Первые преднаучные опыты XVII– первой четверти XVIII века.

Общественно-политические условия развития исторических знаний

В XVII-XVIII веках государство оказывало решающее влияние на развитие исторических знаний. Первые Романовы были заинтересованы в идеологическом обосновании своих прав на московский престол. В 1657 г. при царском дворе был создан особый Записной Приказ, одной из задач которого было составление официальной истории. Помимо Записного Приказа составление книг по истории России велось в Посольском Приказе. Изменения в жизни российского общества в эпоху петровских преобразований коснулись идеологии, культуры, образования и науки. Господствующая элита осознавала значение истории для укрепления власти и для утверждения России в западноевропейском мире. Требовалось развенчать распространенное в Европе мнение о варварстве и отсталости России. Государство являлось организатором изучения прошлого, формируя социальные институты, осуществляя подготовку кадров, способствуя распространению исторических знаний в обществе.

Археографическая практика

В петровскую эпоху началось собирание документальных исторических материалов. Инициатором выступила государственная власть. Петр I издал ряд распоряжений о разыскании древних актов, летописей, старопечатных книг, снятии копий с них и хранении копий в Сенате и Синоде. Петр I распорядился об организации специальных экспедиций для разыскания раритетов в Поволжье и Сибирь. В 1724 г. был создан Московский архив Коллегии иностранных дел, где хранилось уникальное собрание материалов по истории России за XII – XVIII века. Доступ в архив был открыт только узкому кругу исследователей. Ученые Петербургской академии наук собирали и публиковали исторические памятники в специальных академических изданиях

Отдельными указами Екатерина II продолжила петровский курс на собирание и хранение исторических материалов в едином архивохранилище. В 1767 г. указом Екатерины II начальником архива Коллегии иностранных дел был назначен историк Г.Ф. Миллер. При нем формируются центральные архивные фонды, и складывается первое поколение профессиональных архивариусов. Миллер первым вводит в научную литературу термин «источник».

В начале 1780-х гг. при Сенате был учрежден Архив старых дел в Петербурге и Москве. В 1804 г. по инициативе немецкого ученого А.Л. Шлёцера учреждается Общество истории и древностей российских, которое в течение XIX века выпустит сотни томов документов по русской истории. Министру иностранных дел Н.П. Румянцеву удалось сплотить около 50 археографов и коллекционеров в научный кружок (1811 г.), чье собрание рукописных памятников составило основу отдела рукописей Румянцевской библиотеки. По размаху и организационным формам деятельность кружка не имела аналогов. Параллельно с XVIII в. происходит активное формирование частных коллекций русских древностей, рукописных и старопечатных книг. В 1820-е гг. закладываются основы проведения специальных археографических экспедиций, целью которых было комплексное и систематическое обследование церковных, монастырских и частных архивохранилищ.

Научные и высшие учебные заведения.

В 1724 г. учреждается первый общерусский научный центр – Петербургская академия наук, в составе которой был создан отдел «истории и древности» (1747 г.). В 1783 г. создается Российская академия наук.

С середины XVIII века центром изучения истории и подготовки специалистов становятся университеты. При создании Московского университета на философском факультете была образована кафедра всеобщей и российской истории. Её преподавателям вменялось в обязанность чтение всеобщей и российской истории, курса древностей и геральдики. По Университетскому уставу 1804 г. в Московском университете был образован словесный (филологический) факультет с кафедрой по всемирной истории. До начала XIX в. как основной предмет преподавалась всеобщая история и лишь в качестве небольшого приложения – история России. В царствование Александра I были открыты новые университеты в Дерпте (1802 г.), Вильно (1803 г.), Казани (1804 г.) и Харькове (1805 г.). По Уставу 1804 года в Петербурге, а также при остальных университетах создаются педагогические институты. Срок подготовки квалифицированных учителей для гимназий составлял в институтах 3 года. Программа обучения включала предмет всеобщая история. С 1811 г. студенты стали дополнительно изучать историю России. В конце 1816 г. в Петербургском пединституте образуется словесно-исторический факультет, а через три года столичный пединститут был преобразован в Петербургский университет.

Существенную роль в развитии исторической науки играли создаваемые при университетах научные общества: Вольное Российское собрание (1771 г.), Общество истории и древностей российских (1804 г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.). Научные общества выявляли и публиковали исторические источники.

Научные кадры.

На всём протяжении XVIII века историческая наука оставалась уделом преимущественно ученых-непрофессионалов, в большинстве своем видных общественных и политических деятелей и литераторов. Тем не менее, они рассматривали свои занятия историей как государственную службу. В течение всего столетия в Россию на службу приглашаются иностранные ученые, имевшие профессиональную гуманитарную подготовку. Они внесли немалый вклад в разработку археографии, источниковедения, генеалогии, хронологии.

Конкретным лицам, получившим официальное поручение создать обобщающий труд по русской истории, присваивалось звание «историограф» с назначением денежного жалования.

Научная периодика и популяризация исторических знаний

Осознание правительством и образованной частью публики значения исторических знаний поставило вопрос о доведении их до сведения общества. Становление научной периодики во многом связано с именем историка Г.Ф. Миллера. В начале XIX века значительно увеличилось число журналов, в которых регулярно печатались исторические сочинения, исторические памятники и рецензии. В целом для первой трети XIX века тиражи исторической литературы колебались в пределах от 300 до 1200 экземпляров, чего было достаточно, чтобы удовлетворить каждого, кто интересовался историей России.

Преподавание русской истории.

В течение XVII века отечественная история не преподавалась в учебных заведениях. Тем не менее, в 1674 году под редакцией архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля печатается первый учебник «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». «Синопсис» пользовался популярностью у читателей до середины XIX века и выдержал около тридцати изданий. По «Синопсису» с русской историей знакомились в Славяно-греко-латинской академии.

Петровская эпоха не внесла существенных изменений. В начале XVIII века история как особый предмет преподавалась только в частной школе Феофана Прокоповича. В царствование Елизаветы Петровны история изучалась в Сухопутном корпусе, правда, российская история здесь была обозначена весьма условно. В домашнем обучении в качестве пособия использовалась книга М.В. Ломоносова «Краткий российский летописец» (1760). Лишь в 1786 году, вместе с организацией в губернских городах народных училищ, в программу обучения была включена история России как обязательный предмет, правда, учителей, способных преподавать такую дисциплину, было крайне мало. Тем не менее, с этого времени предмет истории становится обязательным в процессе преподавания.