I. Развитие историографических знаний в XI—первой половине XIX века.

План

ТЕМА № 2

ЛЕКЦИЯ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИОГРАФИИ КАК СПЕЦИАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Развитие историографических знаний в XI – первой половине XIX в.

2. Становление научной дисциплины историография сер. XIX – начало ХХ века.

3. Развитие историографии в советский период и на современном этапе.

4. Периодизация истории отечественной исторической науки.

В России исторические знания формируются в X-XI веках. Тогда же в древнерусских переводах с греческого языка впервые стало употребляться слово «история». За условную точку появления первых историософских трудов можно принять написание «Повести временных лет» (XII век). Древнерусские летописцы были в значительной степени историографами. Академик Д.С. Лихачев полагал, что летописец был историком, что у него имелось свое понимание причинно-следственной связи событий, он сознательно относился к предшествующему ему материалу, проверял хронологию используемых источников, стремился к пополнению своего труда новыми фактами. Следовательно в летописный период существовали исторические представления.

До XVII века преобладала летописная форма, которая не предполагала историографические экскурсы. Элементы историографических знаний наблюдаются с последней четверти XVII века. Именно тогда появились работы, основанные на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий в рамках авторских концепций. В XVIII веке появляются многотомные компиляции по всеобщей истории. Развитие же историографии носило в целом эпизодический характер. Постепенно утверждается правило начинать конкретное изложение русской истории с краткого обзора предшествующей литературы. Проходят первые научные дискуссии по вопросам истории. Издаются первые библио-биограграфические справочники, сообщавшие сведения об авторах, которые писали на исторические темы.

Социальные условия зарождения историографии возникли в 1820-1830-х гг. в результате роста национального самосознания российского общества. Университетский устав 1804 г. обязывал профессоров следить за новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки. Появляется труд «История Государства Российского» Н.М. Карамзина, вокруг которого возникла общественная и научная полемика. Карамзинский труд и страсти вокруг него объективно способствовали развитию исторической мысли в России. Единомышленники и оппоненты Карамзина ощущают потребность в историографических знаниях.

В первой трети XIX в. в Московском университете формируется первый центр по изучению прошлого отечественной исторической науки – так называемая Скептическая школа. Во второй четверти XIX в. защищаются первые магистерские диссертации по историографическим проблемам, выходят монографические историографические исследования. Благотворными для науки оказались дискуссии славянофилов и западников, а также Н.И. Костомарова и М.П. Погодина.

В целом до середины XIX века историографические задачи ставились фрагментарно и непоследовательно. Например, до середины 60-х гг. XIX века большинство историков обходилось без историографического освещения избранной темы. Как правило, все работы в области историографии носили библиографический характер. К середине XIX века историография существовала лишь в качестве учебной дисциплины. На старших курсах университетов – обычно на 5-6-м или 7-8-м семестрах, - читался специальный цикл лекций по историографии.

II. Становление научной дисциплины историография середина XIX – начало ХХ века.

Довольно быстро расширив свои научно-информационные функции, перерастая рамки рецензий и предисловий к историческим трудам, историография превращается в особую отрасль исторического знания. Специалисты не единодушны по вопросу о времени формирования и статусе историографии. Обычно специалисты локализуют появление новой исторической дисциплины третьей четвертью XIX века. Также существует мнение о том, что в дореволюционное время историография так и не стала специальной исторической дисциплиной, оставаясь лишь отдельной областью изучения.

С середины XIX в. лекции по историографии начинают читать в университетах Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Дерпта, Варшавы, Новороссийска, в Петербургской и Московской духовных академиях, а также на Высших женских курсах в Петербурге. Правда, на 60-е годы, по словам Р.А. Кареевой, приходится период «историографического затишья», на который приходились редкие историографические статьи. Во второй половине XIX века появляются ученые, которые преимущественно специализируются в области историографии и вырабатывают собственные историографические взгляды.

Выделяются две линии в понимании сущности предмета и задач историографии. Первая линия была направлена к накоплению историографических фактов и их объективной констатации. Представители библио-биографического направления внесли бесспорный вклад в становление русской историографии. Однако такой вектор исследований обходил многие аспекты истории исторической науки. Вторая линия в понимании предмета и задач историографии была сосредоточена на изучении процесса развития исторической мысли. Предмет историографии они видели в показе смены исторических концепций и установлении главных направлений русской историографии.

Для первых десятилетий существования историографии было свойственно ограниченное понимание предмета дисциплины. В историографической литературе середины XIX – начала ХХ века встречались такие варианты определения историографии: «обозрение исторических мнений», «история русского самосознания», «течение исторической мысли», «история науки русской истории», «история исторической науки». К началу ХХ века термин «история исторической науки» получает, наконец, гражданство в исторической литературе, причем все чаще используется как синоним понятие «историография» - наиболее удобный и компактный термин. Первым термин «историография» использовал И.В. Лашнюков (1823-1869) в работе «Очерки русской историографии». В некоторых своих работах Ключевский применял слово «историография» именно в значении истории исторической науки. К концу XIX в. термин «историография» стало встречаться в названиях научных исследований.

К началу ХХ века историографию продолжали понимать как 1) обзор исторических источников и исторической литературы; 2) как развитие исторической мысли и как 3) историю исторической науки в более широком смысле слова, в круг задач которой вводили изучение деятельности архивов, исторических учреждений, периодики, в том числе истории самой историографии.

Историография достаточно быстро расширила свои первоначально чисто вспомогательно-информационные функции, сводившиеся ранее к обзору исторической литературы. Усилиями ряда историков, много сделавших для внедрения курса лекций по русской историографии в учебный процесс, история исторической науки становится самостоятельной научной дисциплиной. Многочисленные труды, принадлежащие основоположникам историографии, являются классическими и в значительной мере сохраняют значение до сегодняшнего дня.