Верстка иллюстраций

Чердак

Подвал

Крупный материал (статью, очерк и пр.) часто оформляют в виде так называемого подвала, который занимает нижнюю часть полосы. В настоящее время подвалы устанавливают на всех страницах номера и даже на нескольких, хотя прежде размещение подвала на первой странице не допускалась. В газете применяют различные виды подвала, которые различаются объемом: полный подвал занимает всю нижнюю часть полосы, по всему ее формату; неполный разверстывается лишь на часть формата полосы, но не менее чем на три колонки (рис. 2).

Подвалы различаются и по форме. В прямом подвале все текстовые колонки одинаковой высоты, а в ступенчатом (ломаном) текстовые колонки по высоте различаются. В зависимости от величины колонок ступенчатый подвал имеет различные формы: уступом вниз или уступом вверх.

Раньше при оформлении подвала соблюдались жесткие требования: его высота не должна была превышать одной трети и быть ниже четверти высоты полосы. В настоящее время подобных правил придерживаются редко, но слишком высоких подвалов и сейчас предпочитают не применять — они тяжелы, некрасивы и нарушают равновесие на странице. Сегодня в газетах стали активнее применять составной подвал, где рядом, под одной линейкой, устанавливают две различные по характеру статьи или подборки заметок.

Обычно подвал тематически не связан с расположенными над ним материалами, а потому его обязательно отбивают сверху заметной линейкой — прямой, двойной и др. Эта отбивка может быть сплошной (на весь формат подвала) или прерывистой (над его частью), но в любом случае она должна четко отграничивать подвал от соседних материалов. Одна из ошибок, особенно часто встречающаяся при верстке ступенчатого подвала, — это отсутствие отбивки над одним из его уступов, из-за чего не отбитая сверху часть подвала может слиться со стоящим над ним материалом.

Если подвал входит в тематическую полосу, интенсивность отбивки следует уменьшить: над подвалом ставят тонкую линейку и даже кончик. При этом заголовок можно поставить над всеми колонками подвала, который оформляется как обычная статья. Иногда для выделения подвал заключают в рамку.

В газетном номере одновременно могут быть два­-три подвала. При размещении на смежных страницах, во избежание слияния подвалов, рекомендуется верстать им разной высотой. Если это невозможно, то следует использовать при их оформлении различные технические приемы и средства, например, разверстать на колонки разной ширины, по­-разному разместить заголовки и т.п.

При необходимости подвал может быть разверстан не на одной полосе, а с продолжением — на двух и даже на трех. Желательно, чтобы его продолжение на другой полосе занимало не менее трех текстовых колонок. Если подвал размещается на двух смежных страницах, например на второй и третьей, то для того, чтобы подчеркнуть общность обеих его частей, целесообразно выровнять их по высоте и отбить сверху одинаковыми линейками. Заголовок при этом обычно ставят в начале первой части и не повторяют над второй. В конце первой части можно не давать указание на то, где искать продолжение подвала,— это излишне. Другое дело, когда это продолжение переносится на оборотную сторону — с первой полосы на вторую, со второй или третьей на четвертую и т.п. В этом случае над продолжением подвала обязательно повторяют заголовок, набранный шрифтом той же гарнитуры, что и заголовок над первой частью. Кегль шрифта изменяется в зависимости от объема второй части подвала. В конце первой его части отдельной строкой указывают, где находится продолжение, а в начале продолжения после заголовка указывается, где искать первую часть материала.

Особый случай представляет размещение подвала на двух смежных страницах — подвал на разворот (нараспашку), который впервые применили в газете «Комсомольская правда». Статья симметрично разверстывается внизу двух смежных внутренних полос на одинаковое количество колонок, например на три и три. Заголовок подвала тоже может быть симметрично установлен над обеими его частями. Подобный подвал красив, удобен для размещения крупного материала и облегчает планирование полосы. Подвал на разворот сегодня с успехом применяют в областных и районных газетах.

Некоторыми особенностями отличаются размещение и оформление заголовка в подвале. В небольшом (трехколонном или четырехколонном) подвале допустима в целях выделения материала установка заголовка над всеми его колонками, но в больших (пяти­ и шестиколонных) подвалах это не рекомендуется. Заголовок здесь обычно устанавливают сверху на часть формата, на несколько первых или средних колонок. Следует избегать установки заголовка в подвале на все его колонки, кроме последней, поскольку в этом случае она как бы отделяется от всего материала.

Возможно размещение заголовка на нескольких центральных колонках подвала, даже с текстовыми оборками с одной или двух сторон.

Крупный материал может быть оформлен на полосе и в виде так называемого чердака. Если подвал занимает низ полосы, то чердак — ее верхнюю часть, а потому все то, что было сказано выше о подвале, во многом относится и к чердаку. Он также может быть либо полным и занимать весь верх полосы, либо неполным — размещаться лишь на трех­-четырех колонках, быть прямым или ступенчатым. Чердак тоже резко отбивается снизу линейкой от стоящего под ним материала, а иногда его заключают в полную или неполную рамку из линеек.

Однако нельзя забывать о том, что в силу своего расположения (в верхней части полосы) чердак выделяется среди остальных ее материалов. Поэтому при его оформлении нужно очень осторожно применять дополнительные средства выделения, причем более осторожно, чем при верстке подвала, следует подходить и к определению высоты чердака. Слишком высокий чердак давит на всю полосу, а невысокий, менее трети высоты полосы, будет выглядеть гораздо лучше. По той же причине в газетах почти не встречается чердак, разверстанный на несколько страниц, с продолжением: он чрезмерно утяжеляет оформление всего номера. Верстка чердака «на разворот», которую пытаются изредка применять в некоторых центральных газетах, в местных изданиях распространения не получила, очевидно, из-за ее сложности.

Верстка иллюстраций на полосе определяется их ролью. Иллюстрация к статье верстается внутри текста, с которым она связана, или сбоку от него, но всегда таким образом, чтобы было видно их единство. Если статью отделяют от других материалов линейкой или рамкой, то вместе с текстом отбивают и связанные с ним иллюстрации. Подпись под такой иллюстрацией не ставится (в этом случае в соответствующем месте текста дается указание, например: «См. снимок вверху»), или под ней устанавливается короткая порядковая строка: («Рис. 1», а в тексте указывается: «см. рис. 1»). Возможна и короткая подпись непосредственно под иллюстрацией, заверстанной в тексте статьи; такая подпись обязательно отбивается снизу от текста тонкой прямой линейкой на весь формат иллюстрации или пустой строкой.

Не связанную с конкретным материалом иллюстрацию верстают вместе с текстовкой, установленной рядом с ней (внизу, сверху или сбоку), и отбивают от соседних материалов тонкими прямыми линейками. Заключив такую иллюстрацию вместе с текстовкой в полную или неполную рамку и поставив над ней заголовок, получают фотоокно, хорошо выделяющееся на полосе.

При верстке самостоятельных иллюстраций нередко забывают об их четкой отбивке от текста соседних материалов, из-за чего такая иллюстрация неожиданно объединяется с соседней статьей или заметкой, не имеющей с ней ничего общего.

Верстка иллюстраций зависит также от их количества на странице, от формата полосы и других ее особенностей.

Одиночную иллюстрацию обычно стремятся заверстать на самом видном месте: в верхней части полосы — «на открытие», «на отлет» или на центральные колонки. Если нужно поместить на полосе несколько иллюстраций, тематически не связанных между собой, то их располагают на расстоянии друг от друга, например в левом нижнем и правом верхнем углах страницы (так называемая диагональная верстка). Тематически близкие иллюстрации группируют в одном месте, образуя иллюстративную подборку, одним из видов которой является фотоочерк. Такую подборку часто заключают в рамку из линеек вместе с общей текстовкой.

Иногда на полосе требуется поместить несколько фотографических или рисованных портретов, сюжетных сцен и т.д. Можно объединить их в так называемую ленточку, которая располагается горизонтально (вверху или внизу полосы) или вертикально (по высоте крайней колонки). Подобное размещение иллюстраций позволяет экономнее использовать площадь полосы и облегчает ее планирование.

При необходимости иллюстрирования статьи, оформленной подвалом, можно использовать различные варианты верстки иллюстраций. Иллюстрации могут быть полностью заверстаны в текст подвала и вместе с ним отбиты от стоящего сверху материала. Порой иллюстрацию лишь частично врезают в подвал, а часть ее выдается над подвалом — наполовину или больше, но и в этом случае она отбивается сверху той же линейкой, которая отделяет подвал от остальных материалов полосы. Не следует забывать о старой, доброй традиции устанавливать иллюстрации на газетной странице так, чтобы изображение на них смотрело в полосу. Когда дизайнеры и верстальщики пренебрегают этим, люди на иллюстрациях как бы отворачиваются друг от друга, а автомашины будто бы стремятся умчаться с газетной страницы.

При верстке иллюстраций следует учитывать не только их значение, роль и тематику, но и их способность выделять текстовой материал. Поэтому, располагая на полосе иллюстрацию, надо выяснить, не приведет ли это к неоправданному выделению какой-­либо соседней заметки, но второстепенной по своему значению.

 

Тема 11: «Комплексное моделирование»

  1. Композиция номера газеты.
  2. Оформление первой и последней страниц.
  3. Тематическая страница.
  4. Газетный разворот.
  5. Страница-плакат.
  6. Газета в газете.