История развития компьютерных систем бронирования

Тема 5. Глобальные компьютерные системы бронирования

Вопросы:

1. История развития компьютерных систем бронирования.

2. Основные мировые компьютерные системы бронирования: «AMADEUS», «GALILEO», «SABRE», «WORLDSPAN», и их основные функции.

3. Отечественные систем бронирования «Сирена» и «Экспресс».

 

Крупные авиакомпании США с 60-х годов XX в. начали разра­батывать системы резервирования для бронирования мест на авиа­рейсы. Эти автоматизиро­ванные системы управления они рассматривали как средство для повышения объемов продаж.

Возросшая популярность авиаперевозок привела к необходи­мости создания авиакомпаниями центров резервирова­ния, задачей которых была ручная обработка поступающих по почте, телефону и телеграфу заказов на бронирование от туристских аген­тов и конечных клиентов. Эти центры не могли справиться с возрастающим объ­емом информации, что послужило толчком к разработке компью­терных систем бронирования крупными авиакомпаниями.

Техническим оснащением первых центров бронирования зани­малась доминировавшая в то время на рынке больших вычислитель­ных машин фирма «IВМ».

Первым шагом на пути развития компьютерных систем бро­нирования была установка терминалов в офисах авиакомпаний. Это позволило резко поднять качество и эффективность работы персо­нала авиакомпаний, не уменьшая количество телефонных звонков и телеграмм с заказами на бронирование от турфирм.

В конце 70-х годов турфирмы США получили также возмож­ность подключаться к автоматизированным системам авиакомпаний. Первыми системами были «APPOLLO» (авиакомпания «United Airlines») и «SABRE» (авиакомпания «Аmerican Airlines»). Данные системы позволяли турфирмам получать информацию об авиарей­сах в режиме реального времени.

Турфирмы стали требовать от авиакомпаний существенного расширения спектра представлен­ной в системах бронирования информации, а также функциональ­ных возможностей этих систем. Следствием этого стало объедине­ние изначально ориентированных на отдельную авиакомпанию систем в системы, обслуживающие группы авиакомпаний, предоставление информации не только о наличии мест на том или ином рейсе, под­робных описаний тарифов, но и данных о смежных отраслях турист­ского бизнеса: прокате автомобилей, размещении в гостиницах, про­даже железнодорожных билетов и др. Так постепенно компьютерные системы бронирования отдельных авиакомпаний превратились в гло­бальные системы бронирования туристских услуг.

Устранение ручного ввода информации, позволило сокра­тить время подтверждения бронирования постав­щиком услуг до нескольких часов. Такое соединение получило название «тип В».

Следующим этапом стало появление соединения типа А, согласно которому возврат подтверждения осуществляется в течение 7 сек. Столь резкое сокращение времени было достигнуто за счет совершенствования технологии обмена информацией между системой резервирования и поставщиком услуг. Это дало турфирме возможность выйти на принципиально новый уровень в обслужива­нии клиентов: практически любое бронирование теперь возможно в тот момент, когда клиент находится в офисе турфирмы.

Последним техническим достижением в этом плане является так называемое бесшовное соединение. В основе данного относи­тельно нового режима работы лежит достаточно простая идеология: самая актуальная информация о наличии мест, самое подроб­ное описание тарифов и т.д. есть только у конечного поставщика услуг - авиакомпании, гостиницы, компании по прокату автомоби­лей. В соответствии с этой идеологией турфирма на терминале гло­бальной системы компьютерного бронирования видит информацию, извлекаемую непосредственно из компьютерной системы поставщика услуг.

Следом за США системы компьютерного бронирования стали появляться в других странах. В 1987 г. были созданы два европей­ских консорциума «GALILEO» и «AMADEUS». Между европейскими и американскими системами бронирования существует тесная взаи­мосвязь. Американские компании являются главными поставщика­ми программного обеспечения для европейских систем. В Азиатско-Тихоокеанском регионе функциони­рует система «ABACUS», созданная в 1987 г.

Регион Африки характеризуется относительно невысокой сте­пенью развития компьютерных систем бронирования, что объясня­ется отсутствием крупных национальных авиакомпаний на данной территории. Поэтому несколько авиакомпаний присоединены к французской национальной системе компьютерного бронирования «SITA».

Турфирмы и авиакомпании – владельцы глобальных компьютерных систем бронирования, взаимодействуют следующим образом:

1. Выбор турфирмой информации зависит от расположения данных на дисплее. Турфирмы, как правило, останавлива­ют свой выбор на первом же устраивающем их клиента варианте (по данным исследований 50% бронирований проводится по первым строкам на дисплее). Операторы, вносящие информацию в компьютер, помещают на первом листе данные авиакомпаний — владельцев данной систе­мы бронирования.

2. Турфирмы в первую очередь бронируют места на рейсы авиакомпаний, являющиеся владельцами систем брониро­вания, поскольку данные авиакомпании поддерживают все функции и возможности системы. Это явление получило название «эффект ореола».

3. Большое распространение получили договоры на предо­ставление права пользования кодом авиакомпании. Подоб­ные договоры заключаются между крупными и небольши­ми, например региональными, авиакомпаниями. Согласно таким договорам небольшие авиакомпании получают пра­во пользоваться кодовым номером крупной авиакомпании при введении информации в компьютер, что выгодно обеим сторонам. Это объясняется тем, что у авиакомпаний появ­ляется возможность хорошо расположить информацию на дисплее, использовать раскрученный бренд известной авиакомпании и таким образом выйти на более емкий рынок. Многие региональные авиакомпании после заклю­чения подобных договоров фактически прекращают само­стоятельную работу по продвижению своего продукта на туристский рынок. А крупные авиакомпании в резуль­тате сотрудничества увеличивают число предлагаемых потребителю рейсов.

4. Дополнительная прибыль авиакомпаниям-владельцам обес­печивается в результате выплаты турфирме, которая обеспечивает большой объем продаж, «сверхкомиссии». Динамику объема продаж турфирмы (их увеличение или уменьшение) позволяют отследить компьютерные систе­мы бронирования.