Система охлаждения

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей дви­гателя избыточной теплоты.

При перегреве двигателя увеличиваются силы трения и интен­сив­ность изнашива­ния деталей, уменьшаются тепловые зазоры, происходит коксование масла с отложе­нием нагара, ухудшается наполнение цилиндров свежим зарядом. Однако при чрезмер­ном отводе теплоты возникает пере­охлаждение двигателя, которое вы­зывает изменение вязкостных свойств масла, увеличение зазоров, снижение мощности и экономичности двига­теля.

Теплоту в двигателях отводят двумя способами: воздухом (воз­душ­ная система охлаждения) или жидкостью (жидкостная си­стема охлаж­дения). Си­стема охлаждения отводит 20 – 35% теплоты, выделяющейся во время сгорания топ­лива.

Если для поддержания нормального тем­пературного режима мото­циклетного дви­гателя вполне достаточно иметь оребренные поверхности цилиндра, охла­ждаемые встречным потоком воздуха, то на автомобилях двигатель закрыт капо­том, и для его ох­лаждения необходим принудитель­ный обдув поверхностей вентилятором. Вентилятор и напра­вляющие ко­жухи следует устанавли­вать еще и потому, что ребра, увеличи­вая площадь поверхности охлаждения двигателя, несколько затрудняют до­ступ воздуха к наиболее на­гретым участкам цилиндра и головки.

Преимуществами воздушной системы охлаждения по сравнению с жидкостной являются: простота и удобство в эксплуатации из-за отсутст­вия жидкости; отсутствие части узлов и агрегатов; меньшая масса двига­теля; быстрый прогрев двигателя; меньшая чувствительность к колебаниям температуры.

К недостаткам двигателей с воз­душным охлаждением можно отне­сти: значитель­ные затраты мощно­сти на привод вентилятора; ухудшение наполнения цилиндров; повы­шенный уровень шума при работе; большая тепловая напряженность от­дельных деталей.

Большинство двигателей имеет жид­костные системы охлаждения. Преимущест­венное распро­странение получили закрытые системы охлаж­дения с принудительной циркуля­цией жидкости. В таких системах вну­т­реннее пространство только периоди­че­ски сообщается с окружающей сре­дой при помощи специальных клапанов, что повы­шает температу­ру кипе­ния охлаждающей жидкости, уменьшает ее испарение и образова­ние на­кипи.

Насос 5 засасывает охлаждающую жидкость (воду или антифриз) из ниж­него бачка радиатора 1 через шланг 4 в распределительную трубу 7, откуда по­ступает в ру­башку 6 охлаждения цилинд­ров 8, отводя от них лишнее тепло.

Если температура жидкости меньше определенной величины, термо­стат 9, пред­ставляющий собой автомати­ческий клапан, перекрывает путь охлаж­дающей жидкости в радиатор 1, направ­ляя ее через насос обратно в рубашку ох­лаждения цилиндров (уско­ряя прогрев двигателя). Этот путь охлаждающей жидкости называется циркуляцией «по малому кругу».

При достаточном прогреве жидкости термостат 9 открывается и из рубашки ох­лаждения цилиндров жидкость через патрубок 10 и шланг 11 поступает в верхний бачок радиатора 1, откуда перетекает в нижний бачок, охлаждаясь потоком воздуха, создавае­мого вентилятором 2. Такой путь охлаждающей жидкости называется циркуляцией «по большому кругу».

В систему охлаждения двигателя современных автомобилей включен также расширительный бачок, предназначенный для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при работе двигателя.

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по показаниям дистанционного магнитоэлектрического термометра, состоящего из указателя на щитке приборов и встроенного в сис­тему охлаждения датчика. О перегреве жидкости может сигнали­зировать контрольная лампа, установленная на щитке приборов и соединенная с термодатчиком.