Единство и целостность - основа композиции
Сущность композиции
ЛЕКЦИЯ 1
Творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения.
Композиционное мастерство – основа творческого профессионализма художника в любом виде искусства.
Композиция - важнейший фактор художественной выразительности. Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. решение конкретной композиционной задачи, и как ее реализацию. Композиция как организация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержанием. Содержательность формы существенно отличает реалистическое понимание композиции от идеалистического, формалистического, где формотворчество становится самоцелью.
Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак - целостность формы. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком
качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в
собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим
форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элемен-
ты и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве
основного закона композиции. Вся практика мирового искусства во всех его проявлениях, в том числе и архитектуры, неопровержимо доказывает жизненность закона единства и целостности композиции. Одновременно художественный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становиться эстетически ущербной (!).
Началом структурного единства формы может быть ее монолитность, внутреннее
равновесие компонентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элементы
геометрические формы - шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной законченности несут в себе единство. Однако для художественной практики, в том числе и в сфере архитектурного творчества, характерно достижение композиционного единства при разнообразных компонентах, далеко отстоящих по своим внешним геометрическим формам и физическим качествам. В этом случае путь к решению композиционного единства
лежит через соподчинение, т.е. установление единства и целостности через нахождение
связи между главными и второстепенными частями и элементами, нередко через сочетание контрастных качеств. В композиции устанавливается следующая иерархия составляющих ее элементов: ведущие, подчиненные, сопутствующие, характеризующие динамическое равновесие.