Единство и целостность - основа композиции

Сущность композиции

ЛЕКЦИЯ 1

Творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного про­странства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и ду­ховного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произ­ведения.

Композиционное мастерство – основа творческого профессионализма художника в лю­бом виде искусства.

Композиция - важнейший фактор художественной выразительности. Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. ре­шение конкретной композиционной задачи, и как ее реализацию. Композиция как органи­зация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержанием. Содержательность формы существенно отличает реалистическое понимание композиции от идеалистического, формалистического, где формотворчество становится самоцелью.

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак - цело­стность формы. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком
качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в не­разрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в
собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим
форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элемен-
ты и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве

основного закона композиции. Вся практика мирового искусства во всех его проявлениях, в том числе и архитектуры, неопровержимо доказывает жизненность закона единства и целостности композиции. Одновременно художественный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становиться эстетически ущербной (!).

Началом структурного единства формы может быть ее монолитность, внутреннее
равновесие компонентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элементы
геометрические формы - шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной закончен­ности несут в себе единство. Однако для художественной практики, в том числе и в сфе­ре архитектурного творчества, характерно достижение композиционного единства при разнообразных компонентах, далеко отстоящих по своим внешним геометрическим фор­мам и физическим качествам. В этом случае путь к решению композиционного единства
лежит через соподчинение, т.е. установление единства и целостности через нахождение

связи между главными и второстепенными частями и элементами, нередко через сочета­ние контрастных качеств. В композиции устанавливается следующая иерархия состав­ляющих ее элементов: ведущие, подчиненные, сопутствующие, характеризующие дина­мическое равновесие.