Система пуска

Система пуска предназначена для запуска двигателя.

В двигателях внутреннего сгорания применяют следующие способы пуска двига­телей: ручной, пневматический, пусковым двигателем, элек­тростартером.

Во время ручного пуска маховик вместе с коленчатым валом раскру­чивается от руки до необходимой частоты вращения, после чего и проис­ходит запуск двигателя.

Пневматические стартеры устанавливают на двигатели в сравни­тельно редких случаях (карьерные автосамосвалы БелАЗ). Пневматиче­ский стартер представляет собой двигатель, в который поступает сжатый воздух из баллонов. Сжатый воздух при пуске двигателя может подаваться также непосредственно в его цилиндры.

Пусковые карбюраторные двигатели применяют наиболее часто для пуска трак­торных дизелей большой мощности. Это обычно одно- или двухцилиндровые двигатели с зажиганием от магнето. Пуск вспомогатель­ных двигателей производится от руки или электростартером.

Пуск электростартером является наиболее часто применяемым способом пуска автомобильных двигателей.

На автомобилях приме­няют стартер с дистанционным управле­нием и электромаг­нит­ным включением. Работа стартера ос­нована на взаимо­действии магнитных полей обмоток возбуждения и якоря при прохож­дении по ним элек­трического тока.

Включатель со­стоит из реле вклю­чения 2, тягового реле 4 с двумя об­мотками – втяги­вающей 6 и удержи­вающей 5, и привода стартера 8. Втя­ги­ваю­щая обмотка вклю­чена последо­ва­тельно об­мотке якоря, а удержи­вающая – параллельно.

Для включения стар­тера 8 необходимо по­вер­нуть ключ зажи­гания вправо до от­каза, при этом замыкается цепь обмотки реле включения 2. Кон­такты реле замыкаются, и втягивающая 6 и удер­живающая 5 обмотки тягового реле 4 включа­ются в электриче­скую цепь. Под действием маг­нитного поля об­моток втягива­ется сердечник тя­гового реле и рычагом, связан­ным с ним, вводит в зацепление шестер­ню 7 привода с венцом махо­вика. Медный контактный диск 9, расположен­ный с другой стороны стержня, по­сле включения шестерни замкнет си­ловую электрическую цепь стартера.

Как только заработает двига­тель, в генераторе будет создаваться ЭДС и обмотка реле включения 2 будет находиться под напряжениями ге­нератора и аккумуляторной батареи 3, направлен­ными навстречу друг другу. Магнитное поле реле включения 2 умень­шится и его контакты под действием пружины разомкнутся. Цепь удерживающей обмотки 6 размы­кается и сердечник тягового реле 4, а с ним рычаг и медный диск 9 вклю­чения вернутся в исходное положение, выключая стартер 8.

Привод стартера должен обеспечивать соединение шестерни стар­тера с венцом маховика только на время пуска двигателя. После пуска вал стартера должен немед­ленно отключиться, в противном случае венец ма­ховика будет вращать якорь стартера с очень большой ча­стотой и витки обмотки якоря могут под действием центробежной силы выйти из пазов.

Привод стартера состоит из рычага включения, шлицевой втулки и муфты сво­бодного хода с шестерней.

Муфта свободного хода имеет шлицевую втулку с ведущей 1 обой­мой и ведомую 2 обойму, выполненную вместе с шестерней.

Внутри веду­щей обоймы имеются четыре клино­образные выемки, в которые по­мещены ро­лики 3, поджимае­мые пружинными тол­кателями 4 в узкую часть выре­зов. Шлицевая втул­ка может перемещаться по шлицам вала якоря стартера под действием вклю­чающей вилки и пру­жины.

При пуске двигателя (а) уси­лие с вала якоря стартера переда­ется на шестерни. Как только ве­дущая обойма начнет вращаться, ро­лики, переместившись по на­клонной по­верх­ности, заклинят ведомую обойму и привод­ная шес­терня начнет вра­щать маховик.

После того как двигатель начнет работать (б), маховик будет вра­щать шестерню и связанную с ней ведомую обойму быстрее, чем враща­ются вал стартера и ведущая обойма. При этом ролики муфты сдвигаются по наклонной поверхности в более широ­кую часть вырезов, освобождают ведомую обойму с шестерней и уси­лие на вал стартера не передается, чем предохраняется якорь стартера от разноса.