НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

О ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ.

Как отмечено в Концепции национальной безопасности, непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федера­ции на современном этапе уменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полно­стью ее не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле.

Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так называемому нелетальному), использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутрен­ний терроризм.

В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направле­ниям приобретают большую значимость.

ПЕРВАЯ.

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно моло­дая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными система­ми — РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и воен­ного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупре­ждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появ­ляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий.

На этом пути придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время — совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.

ВТОРАЯ.

Назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципи­ально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрез­вычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Вот почему так активно разрабатывается проект основ государственной политики в области управления рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Главным в этой программе будет не только организация и совершенствование мониторинга, а прогнозирование и предупрежде­ние ЧС. Значительное место отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных производст­венных объектов и лицензирования их деятельности, страхования рисков.

Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-технических мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время, постоянное и все усиливающееся обучение населения.

В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрез­вычайных ситуациях. Раньше этому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудных ситуациях сами как-нибудь устроятся. Наделе оказалось — без помощи федеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупные чрезвычайные ситуации последних лет являются убедительным подтверждением сказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, прорывы дамб и плотин, оползни, бури и ураганы, лесные пожары.

По мнению МЧС России, реализация этой программы должна способствовать снижению потерь от ЧС не менее чем на 25 — 30%.

ГО третьего тысячелетия

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения.

Так. новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию.

Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962 — 1976 годов.

Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.

Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборо­на, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.

Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослу­жащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осто­рожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самое организованное и боеготовое ядро.

В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, ки­слород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, по­лезно народному хозяйству и необходимо человеку".

В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты насе­ления. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ра­нее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты не­возможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.

Видимо, отпадет необходимость и накапливать, хранить средства индивидуальной защиты для всего населения страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава формирований, участвующих в спасательных и других неотложных рабо­тах, а также персоналу радиационно- и химически опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного заражения (загрязнения).

Исходя из этого придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что, естественно, повлечет из­менения в системе финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и рачительной. Раз ГО является всена­родной, служит интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.

В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе приме­нения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.

Заключение

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промыш­ленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим ус­ловиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необ­ходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

 

 

*