Выходные.
Входные,
Функции политической системы.
Функционирование политической системы отражает ее динамику, эффективность.
Функции политической системы могут определяться различными способами, что вызвано сложностью и многообразием политической жизни. Д. Истон важнейшее значение в функционировании политической системы придает ее стабильности, способности к самосохранению. При этом он не отвергает изменений, преобразований, видя в них наиболее эффективный путь к политической стабилизации. Важной функцией при этом является самопреобразование, осуществляемое либо с помощью насилия (революция или государственный переворот), либо путем ненасильственных реформ.
Классическая классификация функций политической системы принадлежит Г. Алмонду.Он утверждает, что все системы имеют два базовых набора функций:
К первым он относит:
· политическую социализацию,
· политическое рекрутирование,
· артикуляцию (выражение) интересов,
· агрегирование (согласование) интересов,
· политическую коммуникацию.
Ко вторым:
· нормотворчество,
· нормоприменение,
· контроль за выполнением норм.
1) Политическая социализациявыражается в приобщении граждан к политической деятельности. С помощью политического рекрутирования заполняются ячейки в политической системе, в его основе лежит та или иная форма отбора.
2) Артикуляция интересовосуществляется путем предъявления требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами (ассоциированными и неассоциированными), как по официальным, так и по неформальным каналам.
3) Агрегирование интересовпроисходит в форме обобщения и согласования претензий и требований, превращения их в некую политическую позицию, придания ей вида политической платформы, политического заявления, программы. Чаще всего эта функция осуществляется партиями, профсоюзами и другими общественными организациями.
4) Политическая коммуникацияпредставляет собой процесс различных взаимодействий, в том числе обмена информацией между различными элементами политической системы, а также между политической системой и средой. С помощью этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы.
5) Одной из важнейших выходных функций системы Алмонд считает нормотворчество,в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение.
Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим они подразделяются на нормы-цели и нормы-средства. Политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер, функцию нормотворчества выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.
6) Применение правил и нормпредполагает введение их в действие и выполнение. Эту функцию выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко так-же законодательные и правовые структуры.
7) Контроль за соблюдением норм– это истолкование законов, пресечение действий, нарушающих нормы, урегулирование конфликтов, наложение санкций за нарушение норм. Эта функция осуществляется преимущественно судебными органами.
С функционированием системы связан вопрос о ее эффективности. Эффективность политической системы заключается в успешном выполнении функций.
Политическая система эффективна, если она не разделяет общество, а способствует его объединению.
Эффективность политической системы выражается и в ее способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, а также в формировании гармоничных отношений со средой.
Результативность политической системы, как считал Алмонд, обеспечивается определенными способностями:
v экстрактивной (извлечение ресурсов из среды),
v регулятивной (контроль и регулирование),
v дистрибутивной (распределение ценностей),
v респонсивной (ответ на вызовы среды),
v символизирующей, обеспечивающей легитимность (законность) и поддержку с помощью символов, лозунгов и мифов.