Выходные.

Входные,

Функции политической системы.

Функционирование политической системы отражает ее динамику, эффективность.

Функции политической системы могут определяться различными способами, что вызвано сложностью и многообразием политической жизни. Д. Истон важнейшее значение в функционировании политической системы придает ее стабильности, способности к самосохранению. При этом он не отвергает изменений, преобразований, видя в них наиболее эффективный путь к политической стабилизации. Важной функцией при этом является самопреобразование, осуществляемое либо с помощью насилия (революция или государственный переворот), либо путем ненасильственных реформ.

Классическая классификация функций политической системы принадлежит Г. Алмонду.Он утверждает, что все системы имеют два базовых набора функций:

К первым он относит:

· политическую социализацию,

· политическое рекрутирование,

· артикуляцию (выражение) интересов,

· агрегирование (согласование) интересов,

· политическую коммуникацию.

Ко вторым:

· нормотворчество,

· нормоприменение,

· контроль за выполнением норм.

1) Политическая социализациявыражается в приобщении граждан к политической деятельности. С помощью политического рекрутирования заполняются ячейки в политической системе, в его основе лежит та или иная форма отбора.

2) Артикуляция интересовосуществляется путем предъявления требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами (ассоциированными и неассоциированными), как по официальным, так и по неформальным каналам.

3) Агрегирование интересовпроисходит в форме обобщения и согласования претензий и требований, превращения их в некую политическую позицию, придания ей вида политической платформы, политического заявления, программы. Чаще всего эта функция осуществляется партиями, профсоюзами и другими общественными организациями.

4) Политическая коммуникацияпредставляет собой процесс различных взаимодействий, в том числе обмена информацией между различными элементами политической системы, а также между политической системой и средой. С помощью этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы.

5) Одной из важнейших выходных функций системы Алмонд считает нормотворчество,в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение.

Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим они подразделяются на нормы-цели и нормы-средства. Политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер, функцию нормотворчества выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

6) Применение правил и нормпредполагает введение их в действие и выполнение. Эту функцию выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко так-же законодательные и правовые структуры.

7) Контроль за соблюдением норм– это истолкование законов, пресечение действий, нарушающих нормы, урегулирование конфликтов, наложение санкций за нарушение норм. Эта функция осуществляется преимущественно судебными органами.

С функционированием системы связан вопрос о ее эффективности. Эффективность политической системы заключается в успешном выполнении функций.

Политическая система эффективна, если она не разделяет общество, а способствует его объединению.

Эффективность политической системы выражается и в ее способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, а также в формировании гармоничных отношений со средой.

Результативность политической системы, как считал Алмонд, обеспечивается определенными способностями:

v экстрактивной (извлечение ресурсов из среды),

v регулятивной (контроль и регулирование),

v дистрибутивной (распределение ценностей),

v респонсивной (ответ на вызовы среды),

v символизирующей, обеспечивающей легитимность (законность) и поддержку с помощью символов, лозунгов и мифов.