Бородинское поле

ГосударственныйБородинский военно-исторический музей-заповедник основан в 1839 г. на месте одно из важного сражений Отечественной войны 1812 г. Он – старейший из музеев, основанных на полях сражений.

Первым памятником, вошедшим в комплекс исторического Бородинского поля, явилась церковь Спаса Нерукотворного, сооружённая в 1820 г. на месте гибели генерал-майора А. А. Тучкова.

26 августа 1839 г. в присутствии императора Николая I был торжественно освящён монумент в память доблестных защитников Отечества. У подножия памятника был захоронен прах смертельно раненного в бородинской битве генерала П. И. Багратиона.

Для размещения царственных особ усадебный дом был перестроен в небольшой деревянный дворец, интерьеры которого были украшены портретами генералов-участников войны. Там же была устроена экспозиция из реликвий, связанных с битвой. Всё это стало основой Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

В 1912 году в честь столетия битвы состоялись грандиозные юбилейные торжества. Воинским частям и соединениям было разрешено установить памятники предкам (полкам, дивизиям, артбригадам, корпусам) — героям Бородинской битвы. Всего было сооружено 35 памятников. Под руководством офицеров Генерального штаба были восстановлены Шевардинский редут, Масловские флеши, левая Багратионова флешь.

В начале 1920-х гг. в помещениях императорского дворца были устроены аптека, больница, общежитие для медперсонала. Отдельные предметы из дворца были перевезены в здание музея у батареи Раевского. Бородинский музей стал сначала филиалом Военно-исторического музея, затем, а с сентября 1925 г. передан в ведение Московского областного отдела народного образования.

В 30-е гг. разрушались памятники и храмы, уничтожались иконы. В 1932 г. был уничтожен монумент на батарее Раевского, разрушен склеп с прахом П. И. Багратиона. Почти со всех памятников Бородинского поля были сорваны символы русской государственности — орлы, короны, спилены кресты.

В октябре 1941 г. Бородинское поле снова стало местом ожесточенных боев. В здание музея было сожжено немцами. Экспонаты музея удалось эвакуировать. В 1944 г. эти музейные экспонаты заняли свои прежние места в отремонтированном здании в центре Бородинского поля.

31 мая 1961 г. Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с «включением в него памятных мест и исторических памятников Бородинского поля».

В 60 – 70-е гг. было восстановлено большинство монументов. На братских могилах советских воинов были установлены гранитные надгробия. В 1987 г. был воссоздан Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского.

На территории заповедника сейчас расположено около 300 памятных объектов109,7 кв. км, площадь охранной зоны – 645 кв. км. С 1995 г. музей-заповедник, включая территорию, входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия.

 

Литература

1. Карпович, И. Д. Музеи Ленинграда : крат. справ. / И. Д. Карпович. – Л. : Лениздат, 1969. – 168 с.

2. Музей-панорама «Боро­динская битва» : фотопутево­дитель / Л. И. Желданова. – М. : Планета, 1986. – 95 с.

3. Музей Прохоровского танкового сражения. Белгородский государственный краеведческий музей / сост. Н. И. Шатерникова, Н. И. Овчарова. – Белгород, б. и., 1996. – 16 с.

4. Тихонов, Л. П. Музеи Ленинграда / Л. П. Тихонов. – Л. : Лениздат, 1989. – 237 с.

5. 1812 год. Бородинская панорама : Из собрания музея-панорамы «Боро­динская битва» : альбом / авт.-сост. И. А. Николаева и др. – М. : Изобр. искусство, 1989. – 133 с.

 

Раздел 5 Центры традиционных промыслов

Тема 13. Центры народных ремесел (2 часа)

 

История традиционных промыслов.Гжель. Искусство финифти. Ростов – центр изготовления финифти. Знаменитые центры лаковой миниатюры – Палех, Холуй, Федоскино. История ремесел во Владимирском крае.

Московская земля исторически характеризовалась самым большим разнообразием народных промыслов и ремесел, многие из которых сохранились и поныне и являются основой сувенирной промышленности в туризме. Многие промыслы развились в известнейшие центры декоративно-прикладного искусства (фарфорово-фаянсовое производство Гжели, Вербилок, Дулево, художественная обработка дерева и кости сергиево-посадских мастеров и Луховиц, лаковая миниатюра Федоскино и художественная обработка металла Жостова, Бронниц.)