Материалы к лекциям.

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

Рябова Зинаида Алексеевна

Мухлынкина Юлия Владимировна

Лысенко Наталья Николаевна

Горелова Ирина Николаевна

Сводный план 2010 г., поз. 256

 

Курс лекций

 

Ответственный за выпуск: Тинякова Н.А.

 

Подписано к печати- Формат 60x84x16 Тираж 100 экз.

Усл.-печ.л. - Заказ №

127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

Типография МИИТа

 


[1] Тайлор Эдуард Бернет (1832-1917) – английский этнограф, религиовед и антрополог, исследователь первобытной культуры. Один из основоположников эволюционистской и школы в изучении истории и этнографии.

[2] Уайт Лесли Альвин (1900-1975) – американский антрополог и культуролог, один из создателей современной культурологической науки. Предложил новый путь изучения культуры: переход от частных наук, специализирующихся на изучении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры.

[3] Гносеология – (от греч.- «знание», «познание») – теория познания, раздел философии о источниках, формах и методах научного познания, об условиях его истинности, способности человека познавать действительность.

[4] Европоцентризм – учение, согласно которому Европа – центр культурного развития, а европейская культура – эталон культуры всего человечества.

 

[5] Генезис - происхождение, развитие.

[6] Ментальность (менталитет) – образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида, обусловленная национальными и социокультурными особенностями жизни народа.

[7] Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).

[8] Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в 1948. (Подробнее смотри на стр. 98-100))

[9] Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии: морфология человека, расоведение, учение об антропогенезе (т.е. процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи).

Лекция 1. История как наука. Вводная лекция. (2 часа).

План.

1. Отечественная история как средство гражданского и патриотического самоопределения и развития ценностного отношения к духовным традициям народов России и как средство становления профессиональной компетентности.

2. Сущность, формы, функции исторического знания.

3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

4. Методология и теория исторической науки.

Понятия: история, менталитет, формация, цивилизация, евразийство.

Схемы:

№1 История как наука

(структура комплекса)

           
     


№ 2 Схемы моделей исторического развития