ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ.

Итак, деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компе тентного органа, которое выносится им в результате разрешения кон кретного юридического дела.

Признаки актов применения правовых норм:

1) Акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому ни адресо ваны, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.

2) Акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам и имеет силу только для данного случая, на сходные случаи не распространяется. В этом его отличие от норматив но-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и рас пространяются на все лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно неопределенных). Они расчитаны на неоднократное примене ние. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм, они только конкретизируют общие предписания применительно к определен ным лицам или организациям и имеют разовое значение. Поэтому акты применения норм права к источникам права не относятся, в сборники законодательства они не включаются.

3) Правоприменительные акты должны быть законными, выносится в стро гом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения несоответствует закону, он должен быть отменен. Например, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, выносится только на основании норм уголовного закона.

4) Акты применения норм права издаются в установленной законом фор ме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго опреде ленный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Например, акты применяемые правоохранительными органами должны иметь следующие обязательные элементы:

1) Вводная часть, в которой указывается наименование акта, название органа издавшего акт, время издания, конкретный адресат.

2) Описательная часть, где излагаются фактические обстоятельства де ла.

3) Мотивировочная часть, дающая обоснования принятого решения.

4) Резолютивная часть, в которой излагается содержание решения.

Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наиме нования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификация актов применения норм права проводится по различ ным основаниям.

По субъектам, применяющим нормы права, индивидуально-правовые акты могут быть:

1) Акты представительных органов.

2) Акты исполнительно-распорядительных органов.

3) Акты правоохранительных государственных органов.

4) Акты государственного контроля.

В зависимости от содержания общественных отношений и применяе мых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

1) На регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (напри мер, приказ ректора о зачислении в ВУЗ, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии).

2) На охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

5. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТАДИИ.

Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть — и в большинстве случаев является — опти мальным для совершения тех или иных юридически значимых дей ствий. Он устанавливается соответствующими нормативными пред писаниями. Например, регламент работы представительных органов государственной власти, принятия законодательных актов, проведе ния выборов, защиты диссертаций, процедура выдачи ордера на жилье, получение наследства и т.п.

Оптимальный порядок содержит программу юридической деятель ности, он имеет ориентирующее значение для достижения определен ной правовой цели, тем самым повышая эффективность правового ре гулирования юридической деятельности и гарантируя ее правомер ность и результативность. Нарушение порядка представляет собой правонарушение, а в отдельных случаях результаты такой неправомер ной деятельности признаются юридически ничтожными (недействи тельными). Например, обращение гражданина в суд для защиты нарушенного или оспоренного субъективного права без соблюдения установленного гражданским процессуальным законом (Гражданским процессуаль ным кодексом) порядка не приведет к желаемому результату: судья либо откажет в принятии заявления, либо оставит поданное заявление без движения, либо прекратит производство по делу, либо оставит за явление без рассмотрения.

Юридическая деятельность разнообразна, и в зависимости от ее целей и количества совершаемых актов правовой режим ее может быть простым или развернутым. Так, в принципе не вызывает сложностей порядок установления и регистрации определенных юридических фак тов: порядок выдачи актов гражданского состояния (рождения, усы новления, регистрации брака или развода, смерти) органами загса, но тариальное удостоверение бесспорных обстоятельств. Значительно сложнее установленный законом порядок расследова ния преступлений или судебного разрешения споров о праве гражданском, где многие действия следователя, суда, заинтересованных лиц и других участников упорядочиваются по правилам предшествования и следования (причинно-следственной связи действий и актов юриди ческого процесса).

Нормативно установленные формы упорядочивания юридической деятельности и образуют юридический процесс.Теорию юридическо го процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшепев и его научная школа[31]. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заин тересованных в разрешении различных юридических дел иных субъек тов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответ ствующих правовых актах — официальных документах[32].

Для характеристики юридического процесса первостепенное значе ние имеет категория формы деятельности. Форма — это правовая кон струкция нормативного упорядочивания деятельности и соответству ющих документов. Она представляет собой совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение кон кретного результата. Определенность данных требований обеспечива ется соответствующими санкциями, среди которых наиболее типичны пресекательные, преследующие цель принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ в принятии заявле ния, отказ в совершении действий, прекращение соответствующего юридического производства).

Правовая форма — в той или иной степени — присуща любой юри дически значимой деятельности (законотворческой, осуществлению властных полномочий административными и судебными органами). Форма служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридических норм.

Юридическая форма регламентирует как правовую деятельность граждан, организаций, должностных лиц и компетентных органов, так и официальные документы, в которых закрепляются итоги этой дея тельности. Включение в состав формы документов, имеющих юриди ческое значение, обязательно, коль скоро в современном российском делопроизводстве существует четко выраженная тенденция докумен тирования всех юридических фактов: актов гражданского состояния, абсолютного большинства сделок, правонарушений, актов судебной юрисдикции, волеизъявления государственной власти и т.п. Соответ ственно следует различать форму деятельности и форму правовых до кументов. Первая — устанавливает, кто, какие действия, в какой после довательности и в какой срок может или должен совершить. Содержа ние такой формы сводится к следующим положениям: исчерпывающе точный состав участников юридического процесса; их права и обязан ности по совершению правовых действий и поступков; последователь ность совершения названных действий. Юридический процесс — это всегда динамичный состав фактов, имеющих правовое значение. Ими являются действия и поступки участников процесса. Определены сроки (время) совершения фактов; правовые санкции за несоблюдение требований формы.

Правовая форма документов обусловливает их содержание и юри дическую действительность. Она выражается в требованиях относи тельно обязательных реквизитов документов; последовательности их расположения; времени составления документа; правовых последст вий его вынесения, а также условий юридической ничтожности данно го документа, оснований к его отмене и изменению.