Гражданского общества.

Понятие, принципы и этапы формирования

В В Е Д Е H И Е .

Тема № 10: «Гражданское общество и правовое государство».

З А К Л Ю Ч Е Н И Е .

Политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддерж ки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.

Проблема соотношения государства, права и экономики долж на решаться в русле определенной идеологии. Наиболее приемле мой представляется идеология реформизма, уходящая своими ис токами к И. Канту. Не революция, как во Франции с ее якобин скими крайностями, или как в России с ее большевистским ито гом, не «шоковая терапия» и не «шоковая хирургия» с их леталь ными исходами, а именно реформы, основанные на праве, в рам ках концепции, правового государства при умеренном, рациональ ном вмешательстве государства в экономику.

 

 

 

Идеи правового государства и гражданского общества не новы. Как определенные теорети ческие концепции они имеют долгую и поучительную историю. Представ ления о государстве как организации, осуществляющей свою дея тельность на основе закона, начали уже формироваться на ранних эта пах развития человеческой цивилизации. С идеями правового госу дарства и гражданского общества связывались поиски более совершенных и справедливых форм об щественной жизни. Различные теоретические концепции, выражавшие идею, смысл и понятие правовой государственности появились в период возникновения исторически прогрессивных направлений буржуазной поли тической и правовой жизни, становления и развития нового юридическо го мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсо лютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, прин ципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств и форм (например, разделение властей), направленных против узурпации политической власти и ее безответственности перед людьми и обществом.

Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было "гражданским обществом". Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно "разгосударствления" ряда общественных отношений.

Генезис этой идеи уходит в далекое прошлое — к “Политике” Аристотеля, “Государству” Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, но сам термин “гражданское общество” стал устойчиво употребляться лишь в XVIII столетии. До этого науч ная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое.

Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знамено вался существенными изменениями общественного и государс твенного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.

На первом этапе (примерно XVI—XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки; гражданского общества. К ним относятся развитие промышлен ности и торговли, специализация видов производства и углуб ленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. К этому же времени относится переворот в общественной идео логии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распростра нение протестантской буржуазной этики, оформление в "теорию естественного права" основных общих идеи, связанных с представ лениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового времени.

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует так называемое "современное представительное государство", которому, в отличие от кастовых и сословных государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:

1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и монополией принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника, негосударственных организаций.

2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Официально оно обособляется от сословий, классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с преимущественным учетом интересов той или иной влиятельной части общества.

3. С развитием гражданского общества в структуре государс твенных органов появляются и устанавливаются в качестве посто янных общенациональные (а не только сословные) представи тельные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демок ратии — явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).

4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию. Основная масса служащих и военных состоит из лиц разной сословной или клас совой принадлежности, они занимают строго определенные места в служебной или должностной иерархии и получают содержание от государства.

5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых создается и пополняется государственная казна, откуда произво дятся расходы на содержание государственного аппарата и армии. Как правило, учреждение налогов и утверждение сметы государс твенных расходов (государственный бюджет) требует согласия представительного учреждения.

6. Наконец, современное представительное государство офи циально признает юридическое равенство граждан (или под данных), их права и свободы, а также гарантии этих прав и свобод.

 

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского общества.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание гражданин в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и само уважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным со словным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус “подданных”, крепостных был унизительным или, по крайней мере, ущемленным. Не говоря уже о положении рабов. В то же время звание гражданин вы ражало чувство долга, ответственности, служения народу, обще ству (“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обя зан” — Некрасов).

Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Деклараций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно определяющем права и свободы граждан (билль о правах, декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная власть, сфера общих интересов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов).

Для гражданского правового общества характерны и такие два общепризнанных принципа, освященных мировым политико-юридическим опытом, как презумпция невиновности и формула “все, не запрещенное законом, дозволено”. Согласно первому каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем неповинным, пока в установленном порядке не будет доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто об виняет, а не на самом обвиняемом. Второй принцип означает, что свободный гражданин вправе предпринимать любые дейст вия, не противоречащие закону и морали.

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семей ных, нравственных, которые должны были находиться в извест ной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное, приватное, то есть такое, в котором помимо официальных институтов суще ствует неподконтрольный им уклад жизни — область реализа ции интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоот ношения товаропроизводителей и потребителей.

Речь шла о невмешательстве власти в “гражданские дела” личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициати вы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль “ночного сторожа”, “арбитра”, “надсмотрщика”. Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним су губо рыночных отношений и других форм деятельности, не отож дествляемых с официальной властью.