ИНФОРМАТИКА В ОБЩЕСТВЕ

Информатика в обществе - новое направление информатики, занимающееся общими вопросами, связанными с проблемой перехода к «информационному обществу». Информационное общество – это общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования.

 

Термин «информационное общество» возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие «информационного взрыва». Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию (у = ex), что и позволило говорить об «информационном взрыве». Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования. Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

 

Информация в информационном обществе легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Информация в информационном обществе рассматривается как своего рода промышленный продукт и производство ее — один из видов промышленной индустрии.

 

Переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах. Останется расслоение населения на более обеспеченных и менее обеспеченных, в различной мере способных воспользоваться плодами информатизации. Сфера информационных услуг, конечно, будет дифференцирована, и ряд наиболее важных услуг по своей стоимости будет выше возможностей среднего члена общества.

 

Проблема равного доступа к информации уже сегодня возникает не только внутри одной страны, она проявляться на межгосударственном уровне. Создание и владение большими банками данных о различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, о потенциальных продавцах и покупателях уже сейчас составляют главное богатство многих бирж, брокерских контор и других организаций, занятых перераспределением товаров. Ученые говорят даже о возможных информационных войнах.

 

Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе. Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве.

 

Предполагаются крупные изменения и в организации научной деятельности.

 

Большая роль в этом будет принадлежать автоматизированным системам для научных исследований (АСНИ) и системам автоматизированного проектирования (САПР).

 

Блок связи с внешними объектами в такой системе обеспечивает согласование входа базы данных с информационными сообщениями, поступающими от приборов, с выхода экспериментальной установки, из каналов приемно-передающей аппаратуры и т.п. Если, например, АСНИ используется для изучения процессов, протекающих в верхних слоях атмосферы, то на блок связи с внешними объектами поступают сообщения от приборов, устанавливаемых на воздушных зондах и ракетах, спутниках и космических станциях, а также сигналы с выходов радиотелескопов, спектрометров и многих других приборов.

 

АСНИ выделена на нашем рисунке тонким контуром, она состоит из ряда блоков. В базе данных хранится вся информация, поступающая из внешней среды, и информация, введенная туда заранее с целью обеспечения работы системы. Три основных блока: имитатор, расчетный блок и экспертная система - выполняют все основные процедуры, в которых может возникнуть необходимость при проведении научных исследований. Расчетный блок может выполнить любую программу из пакета прикладных программ, в котором находятся все нужные программы, используемые специалистами определенного профиля (физиками, химиками и т. п.). Вызов той или иной программы осуществляется по требованию либо имитатора или экспертной системы, либо самого исследователя.

 

Имитатор осуществляет имитационное моделирование, т. е. воспроизведение процессов, протекающих во внешней среде, на основе тех знаний об этих процессах, которые хранятся в АСНИ. Моделирование бывает необходимо, когда процесс, изучаемый исследователем, носит динамический характер и исследователя интересует изменение характеристик процесса во времени.

 

Экспертная система позволяет реализовать моделирование рассуждений специалистов из данной предметной области. С ее помощью исследователь может изучать логику протекания процессов, диагностировать их течение и классифицировать наблюдаемые явления.

 

Три основных блока могут работать в тесном взаимодействии. Например, с помощью имитационного моделирования определяют значения коэффициентов уравнений, решаемых расчетным блоком, а результаты решения этих уравнений служат исходными данными, по которым экспертная система классифицирует создавшуюся ситуацию и выдает свои рекомендации исследователю.

 

С помощью клавиатуры управления исследователь воздействует на объект изучения и управляет процессами, реализуемыми в АСНИ.

 

АСНИ получили широкое распространение. Молекулярная химия, минералогия, биохимия, химическая физика и многие другие науки уже не мыслят себе проведение фундаментальных научных исследований без привлечения средств, обеспечиваемых АСНИ.

 

Возможность быстрого обмена результатами по вычислительным сетям, не связанная с задержками на полиграфическое производство, в совокупности с АСНИ уже сейчас в развитых странах позволяет значительно ускорить темпы развития научных исследований.

 

Проектирование новых изделий - основная задача изобретателей и конструкторов. Специалисты в этой области на пути создания новых изделий выделяют несколько этапов: формирование замысла, поиск физических эффектов, обеспечивающих принципиальную реализацию замысла, поиск конструктивных решений, расчет и обоснование, создание опытного образца, разработка технологии промышленного изготовления. На каждом из этапов (их число может меняться в зависимости от сложности изделия) возникают свои задачи и проблемы.

 

Этапы, связанные с задачами конструирования и расчета, поддаются автоматизации уже сегодня. Для этого создаются специальные системы автоматизированного проектирования (САПР). На рисунке 5 приведена типовая схема САПР. Сравнивая ее со структурой АСНИ, можно увидеть много общего. Прежде всего, это касается трех основных блоков: имитатора, расчетного блока и экспертной системы. В САПР они выполняют функции такого же характера, что и в АСНИ. Вместо блока внешней связи в САПР имеется блок формирования заданий. Проектировщик вводит в блок техническое задание на проектирование, в котором указаны все цели, которые должны быть достигнуты при проектировании, и все ограничения, которые нельзя нарушить. База данных содержит всю информацию, необходимую для проектирования, а также хранит весь тот прежний опыт, который был накоплен ранее в данной области. Наконец, блок подготовки технической документации позволяет проектировщику готовить нужные документы для двух последних этапов создания новых изделий.

 

 

САПРы оказались важной сферой приложений идей информатики и в наши дни в той или иной форме используются во всех проектных и конструкторских организациях.

 

Большие изменения ожидаются в сфере образования, которое также станет в значительной степени индивидуальным.

 

Повсеместное внедрение компьютеров с их широкими возможностями обработки и поиска информации, отображения ее в удобной для человека форме натолкнули исследователей на идею компьютерного обучения. Появление таких систем открыло эру автоматизированных обучающих систем (АОС).

 

АОС содержат базу знаний об изучаемом объекте, специальные средства для выдачи информации ученику и контроль за уровнем усвоения знаний. В развитых АОС имеются специальные средства для тестирования обучаемого и подбора для него наилучшей стратегии обучения. Таким образом, уже сегодня начаты поисковые работы в области создания новых форм обучения, которые заменят существующие традиционные формы.

 

Перспективы перехода к информационному обществу вызывают массу проблем социального, правового, технического характера. Например, применение роботов на производстве приведет к полному изменению технологии, которая в наши дни ориентирована на участие в нем человека. Разработка таких технологий уже началась. Резко изменится подготовка членов нового общества к самостоятельной жизни. Полностью изменится номенклатура профессий, специальностей и способов организации труда.

 

Все рассмотренные проблемы составляют объект исследования тех психологов, социологов, философов и юристов, которые работают в области информатики.

 

Область приложений систем информатики поистине безгранична, и их внедрение - путь к информационному обществу.

 

В информационном обществе информатика будет играть столь же важную роль, какую играли инженерные науки, физика и химия в индустриальном обществе.