I. Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе. Система национальных интересов России.
Учебное время: 4 часа.
ЛЕКЦИЯ
Дисциплина «Медицина катастроф.
И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
ГБОУ ВПО НижГМА
КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой МП и ЭМ
д.м.н.__________ С.А.Разгулин
«___» 2012 г.
Безопасность жизнедеятельности»
Раздел дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»
ТЕМА № 1.2 «Национальная безопасность»
Обсуждена на заседании
кафедры МП и ЭМ
«___» 2012 г.
Протокол № ______
от «___» 2012 г
г. Н. Новгород
2012 г
Учебные цели:
- Ознакомить студентов с ролью и местом России в мировом сообществе.
- Изучить основы мобилизационной подготовки, структуру государственного материального резерва, воинский учёт и бронирование медицинских работников.
- Довести до студентов вопросы безопасности общества и личности.
Литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (С.В.Белов; В.А.Девисилов, А.В.Ильинская и др.; под общей редакцией С.В.Белова – 8-е издание, стереотипное – М.; Высшая школа, 2009 г., 616 с .
2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие (В.А.Акимов, В.А.Воробьев, М.И.Фареев и др.- М.; Высшая школа, 2007 г.
3. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Избранные лекции под редакцией д.м.н. С.А.Разгулина. Н.Новгород. 2011 г.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537.
5. Федеральный Закон от 28.12.2010 года, № 390-ФЗ «О безопасности».
6. Федеральный Закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».
7. Федеральный Закон от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
План лекции и расчет учебного времени:
1. Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе. Система национальных интересов России - 45 мин.
2. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения. Воинский учёт и бронирование медицинских работников - 45 мин.
3. Современные войны и вооружённые конфликты. Определение и классификация войны и вооружённых конфликтов вооруженной борьбы. Поражающие факторы современных видов оружия - 45 мин.
4. Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействие на организм человека. Системы мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан -
45 мин.
а). Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе.
Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности Российской Федерации.
Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным — к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско -Тихоокеанкий регионы.
Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.
Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическаяобстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.
Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции:
Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств.
В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.
Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.
В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.
В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.
В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.
Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.