ТЕМА 11. Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии

ТЕМА 10. Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов

ТЕМА 9. РЕФОРМАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж. С. Милля «Основы политический экономии». Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений Милля об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Концепция социально-экономических реформ.

Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Предмет и метод. Разработка проблем товара и денег. Учение о приба­вочной стоимости и ее внешних формах. Теория доходов. Учение о капитале, его накоплении и воспроизводстве.

 

Критика экономики свободной конкуренции с позиций мелких товаропроизводителей в работе С. Сисмонди «Новые начала политической экономии». Специфика концепции «ес­тественного порядка». Анализ доходов основных классов с позиций трудовой теории стоимости. Разработка проблемы реализации. Теория «третьих лиц». Программа социально-экономического реформирования общества путем реставрации мелкотоварного производства при активном участии государства.

Работа П. Ж. Прудона «Система экономических противоречийили философия нищеты». Теория «конституированной стоимости». Проект реформ на основе социальной справедли­вости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.

 

Предпосылки возникновения и общая характеристика. Экономические учения западноевропейских социалистов утопистов начала XIX в. Критика экономики свободной конкуренции в трудах Ш. Фурье, К. Сен-Симона, Р. Оуэна. Проекты экономического реформирования общества. Пути перехода к социализму.

Разработка концепции социалистической организации общества в трудах социалистов-рикардианцев У. Томпсона, Дж. Грея, Дж. Брея, Т. Годскина. Выводы из трудовой теории стоимости.

Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных и исторических особенностей. Учение о национальнойэкономии.Утверждение многовариантности исторического развития. Характеристика стадий движения общества к идеалу. Исследование развития форм и типов хозяйствования.

Старая историческая школаи ее предшественники. Ф. Лист, К. Книс, Б. Гильдебранд, В. Рошер. Новая историческая школа. Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано. Социальная по­литика и обоснование программы социальных реформ. Новейшая историческая школа. В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.