Авангардизм в живописи

В живописи <серебряный век> продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период Первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции.

После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение <Бубновый валет> (Кончаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок <Супремус> (Малевич, Розанова, Клюн, Попова). В Москве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открываются художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной культуры (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).

Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусстваВ.В. Кандинскому (1866-1944). В 1910 году он создал первое абстрактное произведение - хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих, и написал трактат, озаглавленный <О духовном в искусстве>. С этого момента в искусстве ХХ столетия стало развиваться новое направление, получившее название абстрактного. В 1911 году вместе с Францем Марком Кандинский создает знаменитое объединение <Синий всадник>. Художники организуют выставки, налаживают издание альманаха. Период с 1909 по 1914 год был самым интенсивным, Кандинский написал около 200 картин.

С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись в Москву, он активно включается в художественную жизнь: участвует в создании Музея живописной культуры (всего он участвовал в создании 22 провинциальных музеев), преподает в университете и Вхутемасе. В 1920 году Кандинский выступает инициатором создания Инхука. В 1921 году он становится одним из организаторов и вице-президентом РАХН. В 1921 году Кандинский уезжает из Москвы и возвращается в Германию, где становится профессором Баухауза в Веймаре. Этот период был самым продуктивным в его творчестве. Художник достигает всемирного признания, его персональные выставки проходят во многих странах Европы и США.

Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма(от лат. supremus - высший, последний), или искусства геометрической абстракции. В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 <беспредметных> произведений и среди них - <Черный квадрат>. Освободившись от порабощения сюжетом и предметами, живописцы устремились к открытию внутренних законов искусства. После революции Малевич являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей в Москве, возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926 году он преподавал в Киевском художественном институте.

Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин(1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства. Сущность конструктивизма составляла идея практичного, утилитарного использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала ХХ века - памятником III Коммунистическому Интернационалу (1919-1920). Спиральная башня, высотой 400 м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была распространять информационные сообщения через громкоговорители. <Башня Татлина>, превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции.

Конструктивизм оказался чрезвычайно плодовитым не столько в фундаментальной, сколько в прикладной сфере искусства. От него берут начало два культурных начинания ХХ века - дизайн и производственное искусство, которое считается ветвью или направлением дизайна. Производственное искусство - направление в российском дизайне 1920-х годов, сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О.М. Брик, А.М. Ган, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт <художника-инженера>, который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, строго функционально обусловленные бытовые вещи, реформирует визуальную рекламу, орнаментику тканей и полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего.

Одной из ключевых фигур в искусстве ХХ века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов(1881-1941) создатель самостоятельного направления русского авангарда - так называемого аналитического искусства. Основой своего аналитического метода он объявил <принцип сделанности>: кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности служила условием создания даже большой картины. Большие холсты писались маленькой кистью. Каждый мазок означал <единицу действий>, требующую предельного творческого напряжения. Филоновский метод предполагал, что зритель должен принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем.

Панорама русской живописи ХХ века будет неполной без освещения такой колоссальной фигуры, как М. Шагал, один из крупнейших представителей сюрреализма. Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусстваМ.З. Шагал(1887-1985) родился в России (Витебск), но в 1922 году эмигрировал за рубеж. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпические картины, жанровые, портретные, пейзажные композиции. После революции Шагал получил от властей мандат <уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии>, организовал Народное художественное училище. В 20-30-е годы, когда пришлось эмигрировать из страны, Шагал путешествовал по многим странам мира, подружился с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и др. Франция стала его второй родиной, здесь он создал большое число гравюр, литографий, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. Шагал оказал колоссальное влияние на все мировое искусство.

В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя <левым> искусством, был представлен талантливой плеядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать <правым>, являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма. В конечном итоге он и победил, вот почему произведения 30-х годов посвящены прославлению либо счастливой деревни после коллективизации (С.В. Герасимов, <Колхозный праздник>, 1937) и доблести и силы армии (С.А. Чуйков, <На границе>, 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место занимает Сталин.

В 1939 году был репрессирован гениальный режиссер, актер, педагог и реформатор театра В.Э. Мейерхольд (1874-1940). Он хотел сделать театр политическим и агитационным действом, в котором зрители должны были участвовать наравне с актерами. На раннем этапе он разработал символическую концепцию <условного театра>, а после 1917 г., возглавив движение за переоценку эстетических ценностей, создал особую методологию актерского тренажа - биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.

В 30-х годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей. В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный памятник России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и посвященный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы ХIХ века: П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.

Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М. Горький(1868-1936). Горький принимал участие в революционной пропаганде, <ходил в народ>, странствовал по Руси, общался с босяками, создал панораму героических образов, которые представляли новый тип революционеров-интеллигентов. Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства <Всемирная литература>, открытие <Дома ученых> и <Дома искусств>. В 1934 году он возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 году Горький написал роман-эпопею <Жизнь Клима Самгина>, являющуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из ключевых фигур литературного рубежа ХIХ-ХХ столетий и советской литературы.