Проблема материи и ее атрибутов в философии ХVIII века

Материалистическая философия ХVIII века получает особое развитие во Франции - Ж.-О. де Ламетри (1709-1751), К.Д. Гельвеций (1715-1771), П.А. Гольбах (1723-1789) проделали громадную работу, с одной стороны, по радикальной критике идеалистических и тео­логических воззрений, а с другой стороны, по теоретическому обоснова­нию материализма путем философского обобщения данных современных им наук и жизненного опыта людей. В их трудах материализм поднялся на ка­чественно новую ступень и вместе с тем как бы обрел самосознание, не­обходимое для высокоразвитой философской мысли. Ламетри был первым из философов, кто с гордостью назвал свое учение материализмом, а себя - материалистом.

Важнейшей теоретической опорой французского материализма ХVIII в. было естествознание. Но механистическая ограниченность естествознания Нового времени, выражавшаяся в примене­нии "исключительно масштаба механики" ко всему происходящему в мире, неизбежно вела к метафизическому воззрению на вселенную, к неспособ­ности понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии.

Отсюда внимание французских материалистов к новым отраслям физи­ки, ботаники, физиологии, эмбриологии и палеонтологии - к тем научным направлениям, в которых научно обоснованы новые, по сравнению с меха­никой, знания о природе. Единство философских и естественно-научных знаний легло в основу издания уникального памятника человеческой мысли - "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" в 17 тт. текста и 11 тт. иллюстраций. Энциклопедистами называют вдохновите­лей и редакторов издания - Д. Дидро и Ж.Л.Д. Аламбера, авторов ряда ста­тей - Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Руссо, многих других. Идеи французского материализма XVIII века получили в "Энциклопедии..." достойное освещение. С середины века слово "энциклопедист" становится синонимом принадлежности к просветительскому движению во Франции.

Французский материализм представлен мыслителями, поразившими мир не только глубиной, но и оригинальностью поставленных философских проблем. Однако их объединяло общее стремление создать последовательно материалистическую концепцию природы. В этом - причины особой актуальности для Ламетри и Гельвеция, Гольбаха и Дидро таких проблем, как субстанциальность материи, единство материи и движения, причинности и необходимости, место человека в природе, связь материи и сознания.

Первым представителем плеяды великих французских материалистов называют Жольена Офре де Ламетри.

Находясь с начала 1743 г. во французских войсках, участвовавших в происходившей тогда войне "за австрийское наследство", Ламетри перенес тяжелейшую болезнь. Свое состояние он сделал предметом научного наблю­дения и пришел к выводу об обусловленности психики физиологическими процессами. Обобщая и развивая этот вывод, Ламетри выдвинул материа­листическое решение психофизической проблемы и обосновал положение о материи как единственной субстанции. "...Во всей Вселенной, - пишет он в работе "Человек-машина", - существуют только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся" /2, с.231/. Плодотворные идеи, наме­ченные Ламетри, во многом получили развитие в философских работах Гольбаха. В "Системе природы" он рассматривает природу как самопричину и причину всех форм бытия. Природа несотворима богом, возникновение лю­бой вещи объясняется естественно-природными причинами: "Природа вовсе не есть какое-то изделие; она всегда существовала сама по себе; ...она - колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами..." /3, с.504/. Стараясь проникнуть в тайны природы, мы, по мнению Гольбаха, найдем в ней "лишь различную по природе различно модифицируемую движением мате­рию" /3, с.489/.

С субстанциальностью материи в философии французских мыслителей неразрывно связана проблема движения. С одной сто­роны, сущность движения (так же, как и сущность материи) невозможно познать, с другой - движение выступает как постоянное состояние мате­рии. Понадобилось еще почти 25 лет для того, чтобы в работах Дидро и Гольбаха появилась детально разработанная концепция движения как неотъемлемого свойства материи.

Эта концепция многопланова. Гольбах начинает с воспроизведения уже завоевавшего высокий авторитет научно-философского вывода об абсо­лютности движения и относительности покоя. При такой постановке вопроса важно было обосновать положение о внут­ренне присущей телам активности. Движение стало толковаться как изме­нение вообще, необходимым проявлением которого являются пространствен­ные перемещения. Другими словами, важнейшей задачей французского мате­риализма стало выявление "сущности имманентного материи движения".

Положение о внутренней активности материи обосновывалось Гольбахом и Дидро ее гетерогенностью (неоднородностью) и основывается на трактовке качеств материи как определенных действующих сил. По утверждению Гольбаха из присущих материи разнообразных качеств вытекают определен­ные движения или способы действия. "Материя без свойств есть чистое ничто... Если материя существует, она должна действовать; если материя разнообразна, она должна действовать разнообразно" /3, с.81/. В пони­мании Дидро внутренняя активность материальных частиц, обусловленная их качественной определенностью и силой притяжения, приводит к непре­рывному их воздействию друг на друга, так что внешние по отношению к какой-либо данной частице силы имманентны другим частицам, а значит и материи в целом /4, с.135/.

Французские материалисты свои положения о внутренней активности материи направляли в первую очередь против учения о божественном пер­вотолчке. Формулировка принципа единства материи и движения, данная Гольбахом, является прямым результатом полного отождествления природы с материальным миром: "движение это способ существования, необходимым образом вытекающий из сущности материи" /3, с.75/. Эти же принципы нашли отражение в работах Гельвеция "Об уме" и "О человеке". Согласно Гельвецию мир материален, он бесконечен во времени и пространстве, на­ходится в постоянном движении. Мышление и ощущения являются свойствами материи, возникшими как ее наиболее сложные образования. Так же, как Ламетри и Гольбах, Гельвеций считает человека неотделимым элементом природы, подчиненным ее закономерностям.

Общее для французских материалистов понимание природы определяет и характеристику причинности. Положение о том, что все в мире имеет естественные причины является одним из краеугольных - оно включено в само определение природы и направлено против теологических и агности­ческих философских точек зрения. "Природа есть причина всего; она су­ществует благодаря самой себе; она будет существовать и действовать вечно; она - своя собственная причина" /3, с.503/, - под этим утвержде­нием Гольбаха могли смело подписаться Ламетри, Дидро и Гельвеций.

Несомненным достижением французских материалистов XVIII века яв­лялась трактовка универсальной естественной причинности как процесса взаимодействия. Было, таким образом, преодолено метафизическое разграничение причины и следствия и признание активности только за причиной. Французские материалисты понимали, что в природе нет жесткого разделе­ния на причины и следствия и что следствия одних причин могут высту­пать причинами других или оказывать обратное воздействие на обусловив­шие их явления.

Материализм французских философов XVIII века включает в себя еще одну, во многом поставленную, но далеко не полно рассмотренную пробле­му - проблему связи сознания и материи. Как уже отмечалось, значитель­ный вклад в решение вопросов, раскрывающих названную проблему, вносит Ламетри, особенно публикацией в 1745 году "Естественной истории души". Правда, поставленные вопросы рассматриваются в соответствии с механис­тической концепцией, преобладающей в естествознании, но было достигну­то понимание необходимости решения этой проблемы, в частности, в ре­зультате характеристики души и определения ее свойств. Душа для Ламетри - "материальный двигатель живого организма", душа и тело "засыпают одновременно", одновременно погибают. Другими словами, философы-мате­риалисты способствуют постановке на научную основу изучения фактов, характеризующих психические процессы.

Французские материалисты XVIII века сумели, пусть не полностью, но все-таки использовать принципиально важные для философии открытия ес­тествознания. В рамках онтологии были обоснованы положения, свидетель­ствующие о новой высокой ступени материалистической философии. Несом­ненно, что философские концепции Ламетри, Дидро, Гольбаха и Гельвеция свидетельствовали о воздействии механицизма и метафизического способа мышления. Но очевидно и то, что французский материализм XVIII века был развивающейся открытой системой идей, дающих огромный материал для дальнейшего развития философской мысли.