Внутренняя структура государственных органов палат.

Во главе председатель – спикер. В ГосДуме 10 заместителей. Первый заместитель Морозов (первый секретарь порткома КГУ). В Совете Федерации от 3 до 5 заместителей. Руководитель палаты выполняет организационные, представительские функции. Он подотчетен палате. Во главе ГосДумы – Совет Думы, Совета Федерации – Совет палаты. В Совет думы входит Председатель, заместители. Они руководят регламентами ГосДумы, организуют деятельность Совета палаты, который заседает 1 раз в неделю.

Сейчас в ГосДуме 32 постоянных комитета, в Совете Федерации – 10. Эти комитеты не подменяют парламенты, но могут истребовать информацию, привлечь к собеседованию. Из 32 комитетов 26 возглавляют представители ЕдРа. Каждая палата принимает свой регламент. Палата должна обеспечить кворум 50%.

Аппаратом Думы руководит Большой аппарат. Руководителя аппарата думы назначает председатель ГосДумы, им не может быть депутат. Сюда входят также руководители постоянных комитетов, лидеры фракций и др. этих руководителей назначает руководитель аппарата думы. стоимость работы ГосДумы сейчас обходится более 5 млрд руб в год. 100 млн руб в год – содержание спикера. В каждой палате есть полномочные представители президента, правительства, конституционного суда. Негосударственные органы – партийные фракции. Если депутат уходит из фракции, то лишается депутатского мандата. У каждой фракции устанавливается своя партийная дисциплина. Роль партийных фракций:

1) Она выступает в интересах тех социальных групп, которые их поддерживают.

2) Может лоббировать законопроекты

3) Это локомотив ГосДумы. Она обеспечивает дискуссионный характер ГосДумы. Без оппозиции парламент не парламент.

4) Фракция обеспечивает кадровый состав государственного органа ГосДумы.

5) Участие в кадровых решениях

6) Имеет свой аппарат

Фракций в Совете Федерации нет.

Компетенции палат. Помимо законодательного процесса, + 102, 103 ст конституции + заслушивание ежегодных отчетов правительства РФ о результатах его деятельности (нововведение). Главная компетенция – принятие закона.

Законопроекты можно вносить только в ГосДуму. Законодательный процесс ГосДумой разделяется на 4 стадии:

1) Внесение законопроекта

2) Рассмотрение законопроекта

3) Принятие законопроекта

4) Промульгация (подписание закона президентом и передача его для опубликования)

5) +? Чтение законопроекта

Законодателная инициатива – право Президента, Совета Федерации, члена Совета Федерации, депутата ГосДумы, законодательного органа субъектов, высшие суды по вопросам их ведения. Больше всего проектов поступает из Правительства и администрации Президента. Когда вносится проект закона, он должен пройти экспертизу в 2-х недельный срок (укладывается проект в бюджет или нет). Затем направляется в профильный комитет для подготовки и даче соответствующего заключения. Потом проект возвращается на стол Совета ГосДумы. Затем назначается дата рассмотрения билля в пленарном заседании. Пленарное заседание заслушивает автора проекта. Первое заседание ГосДумы тоже рассматривает (годится или не годится). В ходе первого чтения принимается концептуальное решение: принять или нет. Каждый проект должен пройти не менее 3 чтений. Потом проект опять возвращается в постоянный комитет. Комитет обобщает все поправки. Если вопрос касается полномочий субъекта, то в парламент субъекта тоже направляется проект. Парламент субъекта может передать свое мнение. Потом весь материал из комитета возвращается в ГосДуму и назначается второе заседание. Докладывает докладчик постоянного комитета. В ходе второго чтения происходит самая основная дискуссия. По результатам второго чтения проект тоже может быть отклонен. Потом опять направляется в постоянный комитет, который вновь обобщает мнение депутатов и представляет ГосДуме окончательный вариант. В третьем чтении могут принимать участие только руководители ГосДумы и постоянный комитет. Ничего отклонять и поправлять уже нельзя. Происходит голосование. Но если все-таки обнаруживается, что проект еще сырой, и за это проголосуют больше половины депутатов, то проект вновь возвращается ко второму чтению. Для принятия проекта нужно 50+1 голосов. Потом в 5-дневный срок закон направляется в Совет Федерации. Если Совет Федерации не доволен законом ГосДумы, то он пишет письмо ГосДуме о недостатках проекта. В этом случае может создаться согласительная комиссия. ГосДума вправе отказаться от создания согласительной комиссии или не согласиться с решением согласительной комиссии и вновь принять проект(но для этого должны проголосовать 2/3 депутатов ГосДумы и ¾ члена Совета Федерации). Конституционный закон – это важный закон, о наиболее важных вопросах. Принятый закон направляется на стол Президента. У Президента есть 14 дней на подписание или возвращение закона обратно в ГосДуму. Потом остальное решает сама ГосДума. Если ГосДума соглашается с Президентом, то она принимает проект с поправками Президента и направляет в Совет Федерации. Если же ГосДума не согласна с Президентом, то она может преодолеть вето Президента с помощью 2/3 голосов, и проект направляется в Совет Федерации, где тоже необходимо преодолевание вето с помощью 2/3 голосов. В этом случае Президент несмотря ни на что должен подписать закон немедленно.

ФЗ от 14 июня 1994г «о порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов…».

Дата принятия закона – это дата подписания его Президентом. Закон должен быть опубликован в течение 7 дней, а акты палат – 10 дней. Закон всупает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования или со дня указания на это в законе. Неопубликованные законы не действуют. Официальные источники:

1) Российская Гаезета

2) Парламентская газета

3) Собрание законодательства РФ (первый раздел внутреннего законодательства – конституционные и текущие законы; второй раздел – акты палат Федерального Собрания, третий раздел – Указы Президента; четвертый раздел – постановления Правительства; пятый раздел – акты Конституционного Суда).

Не так давно был введен институт парламентского расследования. Палата Парламента имеет право расследовать негативные последствия в обществе. Расследованию подлежат факты грубого нрушения прав человека. Не подлежит расследованию деятельность Президента, Суда, правоохранительных органов. Доклад расследования направляется в обе Палаты Парламента. Если хоть одна Палата не подтверждает доклад, то доклад признается недействительным.

ГосДума может быть распущена Президентом в соответствии со ст 111, 117 конституции РФ:

1) Если в течение 3 месяцев ГосДума дважды выражает недоверие Правительству

2) Если 3 раза отклонит кандидатуру Председателя Правительства, предложенного Президентом.