Система органов государственной власти.

Представительные Органы государственной власти в широком смысле это все органы государственной власти, так как обладают государственно-властными полномочиями. А в узком смысле это представительные органы. Органы государственной власти – это органы, которые обладают правом издавать акты высшей юридической силы. Например акты парламента обладают более высшей юридической силой чем указ президента или постановление правительства. Вся система представительных органов образуется посредством выборов. Это придает им особое значение. Органы государственной власти не составляют единую систему, т.е. отношения власти и подчинения (субординации), так как по единой системе акты вышестоящих органов обязательны для нижестоящих органов. Например: парламент РФ не может признавать недействительным акт парламента РТ, только если он будет признан неконституционным.

Органы государственного управления (исполнителные, распорядительные). Чтобы исполнить акты представительных органов (законодательных), существуют исполнительные органы. Они исполняют распоряжаясь и распоряжаются исполняя (поэтому они исполнительно-распорядительные органы). Единую субординационную систему составляют органы исполнительной власти. Акты правительства России ниже, чем акты законы парламента. По горизонтали органы исполнительной власти подчиняются тем, кто на равне с ними, по вертикали вышестоящим.

Судебные органы. Судебная система не включает в себя прокуратуру. ФЗ от 23 дек 1996г «о судебной системе РФ», ФКЗ от 2011г – эти законы лежат в основе деятельности судебных органов. Существует 3 ветви федеральной судебной системы:

1) Суды общей юрисдикции (уг, гражд, адм дела)

2) Суды арбитражной юрисдикции

3) Суды конституционной юрисдикции

Члены Верховного Суда назначаются президентом, управляются Советом Федерации. Суды субъектов Федерации, городские, районные, военные суды на различнях уровнях являются федеральными. Все судьи назначаются президентом РФ сверху до низу (кроме Верховного Суда), и находятся на бюджете РФ. Ниже этих судов находятся мировые суды – они входят в федеральную систему, но находятся на бюджете субъекта и выбираются внутри субъкта (в основном парламентом субъекта). Нет военных трибуналов, есть военные суды.

Арбитражные суды. Во главе высшего арбитражного суда – высший арбитражный судья, назначается Советом Федерации по представлению Президента. Существует 10 окружных судов. Нижестоящие – аппеляционные суды на уровне одного или двух судов. Все судьи в арбитражных судах назначаются президентом.

Конституционные суды. Системы как таковой не существует, так как конституционные суды субъектов федерации являются судами субъектов, так как они находятся на бюджете субъекта и формируются субъектом. Рассматриваются административные суды и суды ювинальной юстиции.

Прокуратура. Управляет в прокуратуре федеральных округов генеральный прокурор. Прокурором органа является заместитель генерального прокурора. Далее действуют прокуроры по субъектам: по городам и по районам. Существуют специализированные прокурорские органы: межрегиональные, природоохранительные, военные, флотские. Всех прокуроров назначает и освобождает от должности генеральный прокурор. Прокурора субъекта генеральный прокурор назначает с согласия парламента субъекта и главы субъекта.

Избирательная система.

Задачи:

1) Формирование представительного органа

2) Наделение избирательного органа собственной политической платформой деятельности

3) Наделение избранного органа государственно-властными полномочиями

Избирательная система и избирательное право в широком смысле практически одинаковы. Избирательная система в узком смысле – это порядок организации и проведения выборов. Это упорядоченные общественные отношения в сфере выборов. Избирательное право в узком смысле- это правила, которые регулируют эти отношения в сфере выборов. Субъект избирательного права обладает правом избирать.

В России выборы почти отсутствовали до 1905г, но возникли в ходе революции. Сначала действовали буржуазные принципы: женщины не допускались, национальный/имущественный/сословный ценз. Временное правительство создало декрет о выборах в Учредительное собрание: женщины имели избирательное право, отмена имущественного и сословного ценза. Это были самые демократические выборы.

До принятия конституции 1936г. При большевиках провозглашался принцип всеобщности, однако он не действовал, так как буржуазия и лица, ранее работавшие на государство лишались избирательного права. также могли лишить избирательного права на 5 лет как дополнительное наказание за воровство. Большевики растоптали буржуазный принцип равенства: крестьяне избирались по одной шкале, а другие сословия по другой. Выборы проводились по производственному принципу, то есть по коллективам трудящихся: они соединялись, коллектив выдвигал кандидата и голосовали за него. Лищались избирательного права эксплуататорские элементы. Были многостепенные выборы, т.е. например местные советы создавали съезды и выбирали делегатов на вышестоящие съезды и тд. В выборах могли участвовать с 18 лет.

Сталинская конституция провозглаша буржуазные принципы, но не называла их буржуазными.

Современность? Подсчет голосов проводился только членами избирательной комиссии. Выборы признаются несостоявшимися, если все кандидаты на 2 турах голосования выбыли. «против всех» - по выборам в ГосДуму устранена, а в парламенты субъектов действует. Выборы считаются недействительными, если:

1) Допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

2) По решению суда

Существует понятие повторного голосования: если никто не получил голосов, выбыли все оппоненты и др, объявляется повторное голосование обычно через 2 недели. - технические причины.йо

Повторные выборы проводятся, если выбыли все кандидаты или выборы признаны недействительными (через 4-6 месяцев или через год).

Референдум. Решение референдума окончательно и решение может быть изменено следующим референдумом через 2 года или если разрешено в акте о референдуме, то может быть отменено судом или парламентом.

Можно обратиться в суд или вышестоящую комиссию, чтобы восстановить нарушенное избирательное право.

День голосования определяется ГосДумой. Выборы в субъектах проводятся либо во второе воскресенье марта, либо во второе воскресенье октября.

Основной закон «о выборах».

1) Отмена нижнего порога явки избирателей на выборы в ГосДуму и президента (но в субъектах сохраняется)

2) Отмена графы против всех (но в субъектах сохраняется)

3) Отмена избирательных блоков (кроме муниципальных выборов)

4) Отмена залога для партий

5) Запрет избирать лиц с двойным гражданством

Статус депутата.

Он связан с 3 институтами: императивного мандата, депутатского индемнитета и иммунитета.

Императивный мандат:

1) Депутат сохраняет юридическую связь со своими избирателями

2) Может быть отозван избирателями

3) Должен отчитываться перед избирателями

4) Должен исполнять наказы избирателей

Для депутатов ГосДумы нет императивного мандата, а на нижних уровнях есть.

В советском союзе императивный мандат был распространен, так как депутатами были доярки, слесари и др. и на основной депутатской работе они должны были поднять руку за заранее подготовленное решение, а на местах они должны были исполнять наказы избирателей. Отозвать такого депутата мог только райком, так как голосование на отзыв может провести только райком. Народ самостоятельно отозвать не мог. Сейчас депутатов ГосДумы отозвать нельзя.

Депутаты ГосДумы теперь избираются только по партийным спискам (не по округам, как раньше, соответственно у депутата нет своего округа и он не исполняет наказы своих избирателей. А исполняет волю всего народа, общегосударственного дела).

Понятие императивный мандат в целом в нашем законодательстве отсутствует, но на нижестоящих уровнях практически присутствует. Например депутат ГосСовета Татарстана может быть отозван.

Депутатский иммунитет- депутат имеет неприкосновенность депутата. То есть депутат неприкосаем, нельзя привлечь его к уголовной и административной ответственности, не соблюдая определенной нормы.

Депутатский индемнитет – 1) неответственность депутата за свои действия как депутата 2) материальные привилегии депутата. Иммунитет и индемнитет депутата отличаются тем, что индемнитет действует только по отношению к депутатской деятельности, а иммунитет за все. Индемнитет сохраняется за депутатом даже после истечения срока лигеслатуры.

Действует ФЗ от 5 июля 1999г «о статусе члена Совета Федерации депутата ГосДумы». Закон определяет срок полномочий (назначается со дня избрания и прекращается со дня начала работы Думы нового состава; сроки полномочий члена Совета Федерации определяется сроком того органа, который его назначил, кроме того случая, когда его отозвали обратно (парламент субъекта)).

Полномочия депутата прекращаются в случае:

1) Утраты гражданства РФ

2) Приобретения иного гражданства

3) Вступления в силу решения суда

4) Признания недееспособным

5) Признания безвестно отсутствующим

6) Отказа депутатом работать в той фракции, в состав которой он был избран

7) Если он дал согласие на избрание в другой исполнительный орган

8) Поступления на государственную или муниципальную службу

9) Вхождения в состав органа управления коммерческой организации

10) Занятия оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной или иной творческой.

11) Роспуска ГосДумы.

Если депутат не соглашается с решением своей фракции, то он не может быть лишен депутатского мандата. В некоторых субъектах в 90-х годах отменили иммунитет.

Формы деятельности депутата:

1) Участие в заседаниях палаты парламента

2) Участие в работе фракции

3) Участие в парламентских слушаниях (они проводятся без учета требования регламента, в них может приглашаться каждый желающий), свободных дискуссиях. Используются для облегчения решения сложных вопросов.

4) Может вносить законопроекты

5) Может задавать вопросы

6) Может вносить депутатский запрос (интерпилляция). Например письменный запрос к правительству, крупным чиновникам, кроме президента. Ответ должен поступить в течение месяца, но лучше в 2-х недельный срок на заседании палаты. Если ответ удовлетворяет всех, то хорошо, а если не удовлетворяет, то Дума может обсудить этот вопрос и порекомендовать свое решение президенту, Совету Федерации и другим. Депутат не должен информировать никого о своей интерпилляции. Существует также парламентсский запрос, когда вся дума напрвляет запрос.

Парламентская фракция направляет своих депутатов на определенную территорию помогать избирателям, то есть определяется подшефная территория. Когда в ГосДуме перерыв, то депутаты разъезжаются по своим подшефным территориям (там ему должны быт предоставлены все условия для его работы), и там он работает с избирателями, принимает их, выслушивает проблемы, предложения и использует их в своей работе.

Права депутата:

1) Право участвоват в обсуждениях

2) Право законодателной инициативы

3) Право решающего голоса в своей палате

4) Палата в праве приглашать прокурора и других лиц на заседания (правительство ежегодно отчитывается перед парламентом)

5) Может выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ (может требовать, чтобы его не редактировали)

Его неприкосновенность выражается в:

1) Не может быт привлечен к административной, уголовной ответственности

2) Не может быть подвергнут личному досмотру

3) Неприкосновенност распространяется на личное имущество, средства связи, письма.

4) В случае привлечения к уголовной ответственности орган следствия в 3-х дневный срок сообщает в прокуратуру. И если это касается депутатской деятельности, то глава следственного комитета вносит предложения в палату об отмене его неприкосновенности. Это выносится на голосование палаты (дискриционно, без объяснения причин).

5) Имеет право на отказ от дачи свидетельских показаний, ставших ему известными при исполнении им своей депутатской деятельности.

6) Может иметь 5 помощников в Палате и 40 помощников в регионах (для помощников в палате депутату выплачивается 3,5% от его зарплаты)