Реформы солона.

1. Сисахрия- стряхивание бремени, ликвидация долгового рабства. отнятая ранее земля вернулась освобожденным хозяевам.

2. солон создает тимократию- т.е. имущественный ценз (тиме), разделил все население аттики в зависимости от имущественного достатка на:

1. 500 мерников- те чье имущество равнялось 500 мерам зерна. из их числа выбирались Архонты, они были обязаны поставлять государству военные суда.

2. всадники. имущество равнялось 300 мерам зерна. они участвовали в войне в качестве кавалерии.

3. зивгиды (упряжка). кто имел упряжку волов, чье имущество составляло 200 мер зерна. в войне участвовали в качестве тяжелой пехоты.

4. феты- бедняки, батраки. из них создавались отряды пельтастов (легко вооруженная пехота).

политический строй Афин теперь был поставлен в зависимость от богатства. Солон возвысил аристократию богатсва, создал из нее опору государства т.е. из среднего класса.

3. солон пошел на уступки фетам: бедняков допустил в народное собрание, из их числа он стал создавать суд присяжных.

вывод: реформы солона не удовлетворили ни высших, ни низших. нисшие мечтали с земельным переделом, а высшие слои лишились своей сосбственности и утратили многие привелегии:

солон оставил аристократии ариопаг, но противопоставил ему булэ. в булэ стали избирать по сто представителей от каждого аттического племени: совет четырехсот. ариопаг занимался в основном теперь только судебной деятельностью.

понимая недовольство это солон, снимая полномочия эйсимнета, принял клятву с жителей афин, что они в течение 10 лет не будут посягать ни на один из его законов.

 

после 10 лет началась борьба за власть:

1. сначала ее узурпировала аристократия. домасий, став архонтом, отказался сложить полномочия, опираясь на войска спарртанцев, правил долго Афинами.

2. в ответ нижние слои афинской республики привели к власти Песистрата, который смог утвердится в афинах только с 3 попытки. Песистрат ввел гвардию из дубиньшиков и разоружил афинский народ, создал разъездных судей, чтобы недовольные крестьяне не появлялись в афинах. песистрат в угоду низам ввел первый посоянный театр. Однако он старался не нарушать законы Солона. Себя же представлял простатом- защитом демоса.

2. 527 год после смерти писистрата к власти приходят его сыновья- гипарх и гипей. они нне стесняли себя солоновыми законами и переходят к открытой диктатуре. и народ в афинах вновь восстал

3. в 508-509 гг до н.э вождем афин становится Калисфен, ущемленный в своих правах представитель рода алкмеанидов, изгнанног о из афин. Алкмеаниды не забыли обиду. Клисфен руководствовался чувством мести к аристократии. Клисфен проводит новые реформы государственного строя:

1. создает вместо четырех старых 10 новых территориальных единиц взамен родовым филлам. теперь филлы включают в себя смешанное население. новая реформа территориального разделения афинской республики окончательно подорвала могущество старой родово-племеной аристократии.

2. вместо совета 400 создается совет 500- по 50 человек от каждой территориальной единицы. в совете 500 появляется своеобразная дежурная часть- притании (делегаты от племен), которые дежурили в течении 35 дней). народное собрание созывается каждую декаду (каждый 10 день)- т.е. становится регулярно действующим органом. гиллею (суд присяжных) входит 6000 крестьян. эта гилея получила право контролировать деятельность афинских должностных лиц: каждый год от чиновников требовался отчет (награда или штраф в 10 талантов, либо изгнание). суд черепков (острохизм)- на каждом ежегодном народном собрании обсуждался 1 вопрос- какое лицо в афинах подрывает демократический строй, на черепке надо было написать его имя.

вывод:если солон своими реформами положил начало процессу демократизации, то демократия окончательно утвердилась в афинах в 509 году, на основе реформ клисфена.

4. реформы эфианта- ликвидировал ариопаг.

5. в 5 веке до н.э. афины окончательно становятся демократическим полисом.

 

эта демократия была уникальной по 2 причинам:

1. она была непосредтсвенной.

2. в афинах само государство делало все, чтобы в управлении приняло участие все население. т.е. государство стремилось к единению с народом.