Инкорпорация – форма систематизации

Инкорпорация (лат. incorporatio) – способ внешней обработки нормативных актов без изменения их содержания путем помещения в сборники в хронологическом, тематическом или ином порядке. Это внешняя систематизация законодательства, которая не вносит в него никаких новых начал и не ставит своей целью переработку норм права. Главное назначение инкорпорации – упорядочение, приведение в систему действующих нормативных правовых актов.

Инкорпорация – один из традиционных видов систематизации законодательства. Она имеет длительную историю, широко практиковалась в древнем мире. Назовем, в частности, Свод законов римского императора Юстиниана, появившийся в результате систематизации в VI в. императорских указов.

Составленный в 30-х годах XIX века под руководством М.М. Сперанского Свод Законов Российской империи также являлся инкорпоративным актом[188]. Он содержит систематическое изложение всего действующего права в пятнадцати, а позднее в шестнадцати томах.

В советский период в нашей стране действовали такие инкорпоративные акты, как Собрание законов СССР, Собрание постановлений Правительства СССР и т.д.

В качестве примеров современной инкорпорации можно назвать многочисленные сборники по отдельным отраслям и даже институтам. Например, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был издан сборник «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации». В этот сборник были включены нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, в том числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

Для инкорпорации свойственны следующие черты:

1) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

2) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права систематизируются в том виде, в каком они действуют на момент использования этой формы систематизации;

3) нормативные правовые акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться некоторой внешней обработке (в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и пункты, потерявшие силу в связи с отменой);

4) внешняя обработка проявляется и в том, что из законодательного текста исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

5) инкорпорация дает возможность внести в содержание правовых актов все последующие изменения, но не преследует цели обновить содержание нормативных правовых актов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию нормативных-правовых актов различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация – упорядоченное объединение нормативного материала путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных правовых актов.

В настоящее время в Российской Федерации основополагающее значение имеет такая форма официальной инкорпорации, как «Собрание законодательства Российской Федерации» – официальное периодическое издание (информационный бюллетень). В этом Собрании в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др. На официальные инкорпоративные сборники, содержащие те или иные нормативные правовые акты, можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Что означает словосочетание официозная (полуофициальная) инкорпорация? Обратим внимание на ее особенности.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация осуществляется не правотворческими органами, а по их поручению иными компетентными органами. Такие органы являются ответственными за полноту и качество систематизации. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции. Примечательно то, что правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое, подготовленное уполномоченным органом, собрание (сборник). Потому, тексты помещенных в нем актов не рассматриваются в качестве официальных. В качестве примера официозной (полуофициальной) инкорпорации в настоящее время можно назвать «Бюллетень нормативных актов» министерств и государственных комитетов Российской Федерации», издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация– это упорядочение нормативного материала, производимое любыми лицами или организациями без специальных полномочий и контроля правотворческого органа. Имеется в виду, что инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, фирмами, отдельными лицами и носит справочно-информационный характер. По инициативе таких субъектов издаются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей и т.д. Большинство издаваемых в современной России сборников законодательства – результат неофициальной инкорпорации. Напомним, на неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное.

В юридической литературе также выделяют хронологическую и предметную инкорпорацию. Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативных правовых актов по времени издания. В таких изданиях текст каждого нормативного правового акта помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

Предметная инкорпорация – расположение нормативных правовых актов в зависимости от их содержания, т.е. по предметному признаку (по соответствующей сфере регулирования – имущественные, трудовые, семейные отношения и т.п.). В такого рода сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, детализирующие основные общие положения (нормы). Допускается и сочетание хронологического и предметного критериев.