Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового времени.

Философия Нового времени.

Лекция 4.

 

Семнадцатый век открывает новую после эпохи возрождения страницу в истории развития философской мысли, которая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно: в политическом, социальном, экономическом плане, в плане приоритетов для развития и специфики культуры это время было действительно новым, кардинально отличным от предыдущих эпох. Переход от Средневековья к новой цивилизации, начатый в эпоху Возрождения, в семнадцатом веке в Европе завершился.

В социально-экономическом плане переход обозначал развитие капиталистических отношений (появляются мануфактуры, затем, фабрики, начинается промышленный переворот; происходит размежевание на два класса: капиталисты и наемные рабочие; возникает относительно мобильное общества, в центре внимания которого - личные успехи каждого).

В политическом плане в начале Нового времени оформляется абсолютизм; в то же время, создаются предпосылки более широкого привлечения различных слоев общества к политике, политической жизни, к участию в управлении государством, что, в конечном счете, находит выражение в практике парламентаризма. Этому же служат и буржуазные революции ( первоначально- в Нидерландах и Англии, затем во Франции и других странах Европы), фиксировавшие, закреплявшие переход к новому строю.

В духовном плане Новое время – эпоха бурного становления науки . Это – наука нового образца, отличная от интеллектуального эстетизма Античности и размышлений о природе в рамках теологии Возрождения. Наука нового времени тесно связана с практикой, воплощается в технических достижений, и призвана реально изменить окружающий человека мир. Эта наука- эмпирическая, основанная на исключительно рациональном подходе. Наука становится самостоятельной и даже самодовлеющей силой, призванной обеспечить прогрессивное развитие общества. Наука призвана увеличит власть человека над природой, и это оказывается возможно с помощью разума, поэтому одна из актуальных проблем философии данного времени – рассмотрения возможностей совмещения, связи опытного и абстрактного способов изучения природы.

Следует отметить, что четкую грань между Возрождением и Новым временем провести трудно (люди, жившие в эпоху возрождение, свое время называли «новым»), эта грань условна: Ренессансная философия и культура – скорее, своеобразная оппозиция, реакция на длительный период схоластики, в то время как философия и, в целом, культура Нового времени – это уже программное выражение нового мировоззрения. В основе этого мировоззрения – человек как личность и человек как часть социума , человек как часть природы, призванный жить по ее законам, и человек как гносеологический субъект, чье бытие зависит от познания , его возможностей и успехов.

Философия Нового времени окончательно ознаменовала смену средневековой парадигмы человек- Бог но новую установку: человек- природа, а затем , человек- социум. Вера в человека, его возможности, оптимизм Возрождения были подхвачены и развиты: постепенно новым «богом» человека становится его собственный разум и основанная на рационализме наука. Отсюда – и вера в возможности просвещения, образования. Но это – не эстетический рационализм Античности. Новое время вообще уходит от эстетизма; во главу угла ставятся ценности утилитарного характера, акцент на полезность сменяет акцент на нравственность (добро) Средневековья и красоту Возрождения.

Итак, специфика философии Нового времени выражается в следующем:

- рационализм, апологетика возможностей разума;

- тесная связь с наукой, прежде всего, с эксперементально-математическим естествознанием; апологетика науки и просвещения, призванного донести ценности науки до широких масс;

- сенсуализм и эмпиризм, главным критерием истины объявляется практика;

- «субъект-объектные» отношения человека и природы, а затем, индивида и общества, человек – активно познающий и меняющий окружающий мир субъект;

- идеи социального переустройства- вера в возможность определить естественные законы развития общества и , используя их, построить идеальное общество;

- вера в прогресс, в неуклонное поступательное развитие разума-науки-техники-образования-цивилизации Западного образца. Именно в Новое время обозначилось кардинальное различие между Западом и Востоком.

Новое время подарило миру классическую науку, литературу, искусство – в основе которых - классически рациональное видение мира, согласно которому добро-это добро, зло – это зло; между ними – четкий водораздел; определить природу каждого (события, явления) можно правильно с помощью разума. Разум – главный - или даже единственный способ постижения истины.

Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, усттановления причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? что пролагает дорогу к истине- ощущения или разум, интуиция или логика?, аналитическим или синтетическим должно быть познание? и т.д.

Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два революционных потока: социальную революцию в обществе, связанную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, определившему новое видение мира. На стыке этих революционных событий рождается новая философия.

В философии нового времени можно выделить , по крайней мере, три этапа, которые причудливым образом заданы менталитетом народов, которым принадлежали наиболее яркие представители каждого из этих философских этапов:

- философия начала нового времени (XVII в.)- эпохи после первых буржуазных революций (Нидерландской, Английской). Эти страны (особенно, вперед вырывается Англия) – задают то последующей эпохе в экономическом, политическом, научном, философском плане: большинство философов, принадлежащих этому периоду – англичане (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Юм), а становление философии француза Декарта происходит в Голландии. Здесь на передний план выходят гносеологические проблемы; в социально-философском плане разрабатывается идея «общественного договора». Философы, в основном, неакадемического плана.

- Философия Просвещения (XVIII в.) - тон задают французские философы- просветители (Ф.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, А.Гельвеций и др.).В их философии, как правило, более выражена социально-политическая, антицерковная и даже антирелигиозная направленность, философия использует достижения механики- создается механическая картина мира, возникают и пропагандируются материалистические идеи, наиболее актуальной в социально-философском плане становится проблема свободы и идея массового распространения достижений науки –просвещения.

- Немецкая классическая философия (XIX в.). Наиболее выдающиеся представители этого периода родом из Германии ( И.Кант, Фихте, Шеллинг, Г.Гегель, в последствие - К.Маркс) Создаются целостные философские концепции, в которых разрабатываются ( и оказываются взаимосвязаны) проблемы гносеологии, антропологии, социальной философии. За образец берется наука (естественно-математического цикла); философия сам приобретает статус науки ( как по методам, которые использует, так и по рассматриваемым вопросам).