Категория и проблема бытия в истории философии и в современности.

Философское учение о бытии

Лекция 9 .

Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России

107564, Москва, ул. Лосиноостровская, 2. Тел.: (095) 963-8310, 963-8308, 963-8312. Факс: (095) 963-8310.

 

Пивоваров Ю.П.

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

(Курс лекций)

Лицензия ЛР № 020929 от 24.10.94 г. Подписано в печать 20.09.99 г. Формат бумаги Бумага офсетная.Усл. печ. л. 24 Тираж 2500 экз.

Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому

и фармацевтическому образованию Минздрава России 107564, Москва, ул. Лосиноостровская, 2. Тел.: (095) 963-8310, 963-8312. Факс: (095) 963-8310

 

Бытие – самая общая философская категория, означает причастность к Универсуму, ко всему существующему.

Понятие введено Парменидом в VI веке до н.э.

История понятия:

Парменид: «Бытие единое, неизменное, бесконечное, тождественное само себе сущее» .Бытие идентично мышлению. Бытие и небытие (иллюзорно, не познаваемо).»Нерожденным оно должно быть и не гибнущим тоже»

Гераклит: основное свойство бытия – изменчивость, непрерывное становление. « В одну реку нельзя войти дважды».

Демокрит: бытие как совокупность атомов и пустоты.

Платон : истинным бытием обладает «мир идей». Идеи объективны, бестелесны, независимы от времени и пространства. Категории «одно» и «иное»

Аристотель: 4 типа категорий бытия (бытие субстанции с присущими ей свойствами; бытие как акт и потенция, бытие акциденций, бытие ложное).

Фома Аквинский: Бог- подлинное, истинное бытие. Иерархия бытия (чем больше множественности- меньше автономии, свободы и бытия).

Р.Декарт: сознание человека- единственное подлинное бытие. «Я мыслю, следовательно, существую» . Бытие субстанции , обладающей мышлением и протяженностью.

Дж.Беркли: Бытие духовной субстанции – «Духа» и небытие материи. Материя существует лишь в восприятии Духа.

Б.Спиноза: дуализм субстанции (Дух и материя).

Лейбниц: бытие монад.

Французский материализм X VIII века (Гольбах): бытие –природа.

И. Кант: априорные формы чувственности и рассудка- объективный характер разума. Онтология и гносеология совпадают. «Вещи в себе» - онтологическая основа сущего.

Г.Гегель: бытие –« ничто», наиболее бедная категория.

Э.Гуссерль: бытие предмета, мыслимого в сознании, бытие идеальной сущности.

Герменевтика (М.Хайдеггер) : бытие как интерпретация, придание смыслов (через язык).

Экзистенциализм: проблема личностного бытия, бытие, идентичное свободе, как отражение человеческой сущности. Бытие как способное и желающее есть возможное. «Неподлинное бытие».

 

Бытие-это объективная и субъективная реальность. Бытие – все, что существует.

Бытие –чистое существование, не имеющее причины. Бытие- причина самого себя. Бытие –действительность.

Объективная реальность бытия- естественный мир природы, материальный социо-природный мир..

Субъективная реальность бытия –мир психических состояний человека, его сознания, духовности.

1.Бытие вещей «первой природы»: естественное материальное бытие.

2.Бытие вещей «второй природы»: связано с деятельностью человека-прродно-духовно-социальное бытие.

Формы бытия:

1. Бытие вещей,

2. бытие человека,

3. бытие духовного,

4. бытие социального.

 

Основные формы бытия ( по уч. Рычкова-Яшина)

Материальное бытие Духовное бытие
Бытие вещей «первой» и «второй» природы Бытие человека как социо- природ ного существа Социаль- ное бытие Индивидуализированное духовное бытие Интерсубъективное духовное бытие

 

Категория «небытия» : применение

- актуальное и потенциальное бытие;

- виртуальная реальность: порожденность (искуственность), интерактивность(связь с объективной реальности), актуальность («сейчас-здесь-бытие» для сознания, автономность от реального бытия;

- бытие во времени.