Правовое положение физических лиц в МЧП

В отношения, регулируемые нормами международного частного права, вступают физические лица, к которым относятся как граждане своего государства, так и иностранцы. Следует учитывать, что под термином «иностранное лицо» может пониматься не только иностранное физическое лицо, т.е. гражданин иностранного государства, но и апатрид (лицо без гражданства), иностранный предприниматель, иностранное юридическое лицо, иностранный автор и т.п. Кроме того, под термином «иностранец», как правило, понимаются граждане иностранного государства и лица без гражданства. Для уточнения содержания терминов необходимо обратиться к ряду правовых актов. Например, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимает физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

На иностранных граждан, находящихся вне пределов территории своего государства распространяется два правопорядка. Во-первых, это правопорядок государства, гражданином которого лицо является, а, во-вторых, юрисдикция государства, на территории которого лицо находится.

Правовое положение физических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве каждого государства, так и в международных договорах. Национальное законодательство представлено в виде законов о правовом статусе иностранных граждан, а также комплекса коллизионных и материальных норм, регулирующих их право- и дееспособность.

Основу правового статуса составляет правовой режим иностранцев, закрепленный во внутреннем законодательстве и международных актах. Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим – это, как правило, специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых обязываний и правовых ограничений.

В зависимости от политических, экономических и социальных факторов государства могут устанавливать как общие, так и специальные правовые режимы для пребывания иностранных граждан. На территории одного государства одновременно могут действовать несколько правовых режимов.

Одним из наиболее распространенных видов режимов является национальный правовой режим, означающий, что юридическим и физическим лицам одного договаривающегося государства предоставляются на территории другого договаривающегося государства такие же права, льготы и привилегии (за некоторыми изъятиями), какие предоставляются его собственным юридическим и физическим лицам. Этот режим устанавливается национальным законодательством (например, ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Французский гражданский кодекс), а также предусматривается международными договорами (например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан 1998 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Армении, и граждан Армении, постоянно проживающих на территории РФ, от 29.08.97 г.). Несмотря на то, что национальный режим предполагает наличие одинакового объема прав и обязанностей иностранных граждан и собственных, законодательство может содержать и некоторые ограничения. Так, например, исходя из положений Налогового кодекса РФ, можно предположить, что иностранцам предоставляется национальный режим. Однако п. 1 ст. 83 предусматривает особую постановку на учет иностранного лица. Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 15 устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях РФ.

Положения некоторых международных договоров могут предусматривать и предоставление иных режимов. В частности, режим наибольшего благоприятствования, предусматривается в таких международных договорах как ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, Соглашение о торговых отношениях между СССР и США от 01.06.90 г. Данный правовой режим предполагает принцип международных отношений, в силу которого договаривающиеся государства на взаимной основе предоставляют друг другу правовой режим, преимущества и льготы, которыми пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории представители любого третьего государства (то есть и такого государства, которому предоставлены в этом наиболее благоприятные условия).

В литературе можно также встретить упоминание и об иных видах правовых режимов. Например, специальный (преференциальный) режим, который предполагает наличие некоторых преференциальных прав у одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам.

Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль­ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т. д.). В этих договорах закрепляется предоставление нацио­нального режима либо режима наибольшего благоприятствования. Так, например, по Соглашению между РФ и Республикой Польша о торго­вле и экономическом сотрудничестве 1993 г. гражданам договаривающихся государств предоставляется режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях. Предоставление национального режима предусмотре­но договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1992 г.

Независимо от цели пребывания иностранного гражданина в РФ (например, при получении образования, туристической поездке, либо иностранный гражданин прибыл в качестве члена делегации), он так или иначе вступает в гражданско-правовые отношения. Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев. Для определения права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица. Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица, его гражданской дееспособности.

Поэтому важно определить право- и дееспособность иностранных граждан, пребывающих в РФ.

Правосубъектность физических и юридических лиц чаще всего выражается в их правоспособности и дееспособности. Однако, например, Германское гражданское уло­жение применяет три термина: «правоспособность» (Re-chtsfahigkeit), «дееспособность» (Geschaftsfahigkeit) и «деликтоспособность» (Deliktsfahigkeit). В Законе «О международном частном праве» Лихтенштейна также помимо положений о право- и дееспособности, отдельно выделяется норма, касающаяся деликтоспособности лица.

При этом две указанные категории терминологически различаются не во всех правовых системах. Так, в Англии и США дееспособность и правоспособность определяются одним термином — «правовая способность» (legal capacity); в судебной практике применяются также термины «пассивная правовая способность» (passive capaci­ty), что по смыслу, вкладываемому в это понятие английскими юристами, соответствует понятию правоспособности в континентальном праве, и «ак­тивная правовая способность» (active capacity), «способность к совершению правового акта» (capacity for performance of legal act), что означает дееспособность.

Правоспособность гражданина начинается с момента его рождения и заканчивается его смертью. Приобретение дееспособности связывается с достижением определенного возраста. Правоспособность иностранных граждан определяется их личным законом. На территории РФ они пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Законодательство различных стран по-разному определяет условия, при которых лица становятся дееспособными. Во Франции совершеннолетие наступает в 18 лет; в Германии оно наступает в день окончания 18-го года жизни; в Англии же напро­тив, человек становится совершеннолетним с первого дня, когда ему исполнится 18 лет. В Швейцарии этот возраст наступает в 20 лет, а в США в зависимости от штата колеблется от 18 до 21 года.

По общему правилу гражданская дееспособность иностранного физического лица определяется по его личному закону, который чаще всего понимается как закон гражданства (ст. 7 Вводного закона 1896 г. к Гражданскому уложению Германии, ст. 8 Закона Турции 1982 г. «О международном частном праве и процессе», ст. 28 Ордонанса Мадагаскара 1962 г. «Относительно общих положений внутреннего права и международного частного права», ст. 1017 Кодекса Буркина-Фасо 1989 г. О лицах и семье, ст. 12 Федерального закона Австрии 1978 г. «О международном частном праве», §10 Указа Венгрии 1979 г. «О международном частном праве», ст. 1094 Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан 1999 г., ст. 1265 Гражданского Кодекса Республики Армения 1998 г., ст. 1104 Гражданского Кодекса 1998 г. Республики Беларусь, ст. 1178 ч.2 Гражданского кодекса 1998 г. Кыргызской Республики).

Из этого общего правила есть исключения. Так, в соответствии со ст. 12 Закона Лихтенштейн «О международном частном праве» право- и дееспособность физического лица определяют согласно его личному закону. Ст. 10 Закона определяет личный закон как право того государства, к которому лицо принадлежит.

Наряду с законом гражданства при определении применимого права при установлении дееспособности лиц применяется и закон места жительства (закон домицилия), например, ст. 16 Закона Венесуеэлы 1998 г. «О международном частном праве» ст. 12 Закона Республики Эстония 2002 г. «О международном частном праве».

Закон домицилия является основным при определении применимого права для установления личного статуса бипатридов и апатридов (ст. 5 Вводного закона Германии 1896 г. к Гражданскому уложению, ст. 10 Закона Лихтенштейна 1996 г. «О международном частном праве», §11 Указа Венгрии 1979 г. «О международном частном праве». Также есть свои исключения, например, ст. 4 Закона Турции 1982 г. «О международном частном праве и процессе», наряду с уже указанными положениями, предусматривает для лиц без гражданства при отсутствии обычного места пребывания определение применения права страны, в которой находится лицо на момент возбуждения дела в суд.

Таким образом, основными критериями определения личного закона для иностранцев является их гражданство, а для лиц без гражданства или с несколькими гражданствами - их место жительства. Помимо коллизионных норм национального права данные критерии закреплены в различных договорах о правовой помощи.

В российском законодательстве коллизионные нормы, регулирующие правосубъектность иностранных лиц содержатся в ч.3 ГК РФ. Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что гражданская правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. В целом ст. 1197 ГК РФ воспроизводит общеизвестные правила определения дееспособности физических лиц. В качестве общего критерия определения личного закона физического лица является его гражданство, т.е. правовая связь физического лица с определенным государством. Как указывает М.М. Богуславский, из текста ст. 1197, во-первых, следует, что дееспособность определяется законом гражданства лица; во-вторых, ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране; в-третьих, установление общего правила о применении права страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности.

Исходя из положений п. 1,2 ст. 1195 ГК РФ, личный закон физического лица - это право страны, гражданином которого это лицо является (закон гражданства). Либо отношения подпадают под действие норм права той страны, на территории которой гражданин постоянно или преимущественно проживает (закон домилиция – п. 3-6 ст. 1195 ГК РФ).

Из общего правила определения дееспособности физического лица в соответствии с его личным законом есть несколько исключений, предусмотренных в других статьях ГК РФ: способность лица нести ответственность за причиненный вред определяется статутом обязательства (деликта) из причинения вреда (ст. 1219, ст. 1220 ГК РФ), способность лица к составлению и отмене завещания определяется по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта (ст. 1224 ГК РФ). В качестве особого исключения из общего правила определения гражданской дееспособности физического лица ГК РФ предусматривает случаи применения права места совершения сделки, если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства. Так, например, п. 1 ст. 26 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. определяет, что дееспособность физического лица определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо. Такое же положение содержится в п. 1 ст. 22 Договора между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.