Послевоенная драматургия в отечественном театре

В драматической литературе, как известно, важнейшее значение имеет конфликт, борьба. Проблема конфликта, – нового, современного конфликта, схватывающего самое существенное, типическое, характерное именно для данного этапа исторического развития страны и общества, широко обсуждалась в литературно-критических кругах. От верного решения проблемы конфликта зависели, в конечном счете, удачи и поражения драматургии.

В драматургии 40-50-х годов все более стало проявляться некоторое «затухание» конфликта. Это было связано с так называемой «теорией бесконфликтности». Тенденция к бесконфликтности в драматургии имела своего рода «философские» и «социологические» корни. Она зиждилась на идиллическом представлении о том, что в социалистическом обществе уничтожены антагонистические классы и, следовательно, классовые противоречия, а потому такое единство общества не предполагает конфликтов. Отрицание противоречий в реальной действительности делало беспредметным само понятие драматического конфликта, поэтому его стали сводить к такой безобидной вещи, как «недоразумение во взглядах».

Первые симптомы бесконфликтности стали давать себя знать еще в предвоенные годы, когда появилось немало пьес, обходивших противоречия и трудности современной действительности и отличавшихся слащавостью, идилличностью («Дружба» В. Гусева, «Сыновья» К. Финна, «Сады цветут» В. Масса и Н. Куличенко и др.).

В послевоенное время бесконфликтность стала распространяться в драматургии все шире и шире, создав угрозу захватить преобладающую часть ее территории. Как до войны, так и после нее бесконфликтность одинаково была порождена тенденциями парадности, показного благополучия, замалчивания реальных сложностей и нужд народной жизни. Причем бесконфликтность не ограничилась одной только драматургией, она проникла и в другие сферы литературы и искусства (проза: романы С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды, «Свет над землей», «От всего сердца» Е. Мальцева, кинофильм «Кубанские казаки» и др.).

«Затухание» конфликта проявлялось и в послевоенной драматургии в различных формах, например, конфликт «между хорошим и лучшим», который некоторые драматурги стали признавать единственно возможным в советском обществе. Таковы были пьесы А. Корнейчука «Калиновая роща» (1950), «Совесть» Ю. Чепурина (1949), «Кандидат партии» А. Крона (1950), «Чаша радости» Н. Винникова (1950), «В наши дни» А. Софронова (1951).

К бесконфликтности вело и распространение в драматургии так называемых «производственных» пьес, где психологический конфликт, по существу, подменялся растянутым, бездейственным спором на узкотехнические темы. К таким «шедеврам» можно отнести пьесу В. Кожевникова «Огненная река» (1949) с бесконечными пререканиями героев по вопросу о методах плавки чугуна, или пьесу Н. Рожкова «Сыновья Москвы» (1952) с утомительной дискуссией о технических тонкостях кузнечного дела, а также и ряд других, претендовавших на показ жизни рабочего класса, его новаторского труда. Подобные пьесы «становились справочником по тем или иным отраслям сельского хозяйства и промышленности, но никак не взволнованным рассказом о человеческих судьбах». (Так были оценены подобные пьесы на Втором Всесоюзном съезде писателей в 1956 г.).

Ослабление конфликта было связано и с его стандартизацией: многообразие жизненных столкновений стало сводиться к нескольким штампам. К примеру, конфликт между «самоуспокоившимся» консерватором (руководитель промышленного предприятия, председатель колхоза) и «беспокойным» новатором (заводской парторг или секретарь колхозной партийной организации). Прямым результатом в таких пьесах были художественные потери, скудные характеры, психологическая бедность пьес.

Бесконфликтность приводила и к жанровой аморфности пьес, расплывчатости их драматургических форм, утрате театральности.

 

Важной темой в драматургии 40–50-х годов была тема Великой Отечественной войны. Но здесь любопытно отметить два «потока»: пьесы, созданные во время войны, и пьесы, написанные после войны. Они имели существенные отличия.

Пьесы, которые создавались во время войны, призваны были мобилизовать волю людей на борьбу и победу, вдохновляли примерами бесстрашия, героизма. Здесь можно назвать такие пьесы: А. Афиногенов «Накануне», К. Симонов «Русские люди», А. Корнейчук «Фронт», Л. Леонов «Нашествие», А. Крон «Офицер флота», Ю. Чепурин «Сталинградцы», М. Алигер «Сказка о правде».

Пьесы, созданные после войны, представляли собой осмысление опыта освободительных битв с фашистами, истоков героизма и предательства, истоков победы. К таким пьесам можно отнести следующие: Б. Лавренев «За тех, кто в море» (1945), в которой в основе конфликта – характеры; М. Светлов «Бранденбургские ворота» (1946), где перед нами предстает поэзия характера, где много песен, создающих своеобразный музыкальный аккомпанемент происходящим событиям.

К. Симонов «Так и будет» (1944) – лирическая драма, переносившая зрителей с путей и перепутий военных дорог в обжитой уют московской квартиры. Она давала надежду, что когда человек, израненный войной, придет домой, и если его встретят чужие люди, то они обласкают его, забудутся раны, вновь придет любовь.

Л. Малюгин «Старые друзья» (1945) – лирическая, камерная пьеса о самом юном поколении молодежи, выпущенном из школы «прямо на войну»; испытания военного времени закалили их, но в то же время обнаружили в чем-то их несходство.

Л. Леонов «Золотая карета» (1946) – пьеса, по глубине драматизма, по реалистической силе которой ее можно поставить в ряд значительнейших явлений советской литературы первых послевоенных лет. Леонов рассказал в этой пьесе о людях, пришедших с войны, испытавших все самое горькое и страшное – близость смерти, тяжелые физические увечья, гибель близких. Суровая правда пьесы явилась причиной того, что на сцену она попала только в 1957 г. (МХАТ). Пьеса направлена против потребительского отношения к жизни и предъявляла высокие нравственные требования к каждому человеку, пережившему войну. Отсюда – острая конфликтность.