Лекция 1.2. История и её место среди гуманитарных наук. Исторические источники. Событие. Факт.
Крымская война (1853—1856).
На протяжении XVIII – XIX веков одним из основных направлений внешней политики была борьба за наследие Османской империи (Турции) (в историографии это получило название «восточный вопрос»).
Стремление России закрепиться в Кавказском регионе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней войне (1817—1864). Горцы Кавказа, направляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Шамиль
Причины Крымской войны:
• Англия, Франция и Австрия стремились упрочить свое влияние в европейских владениях Османской империи, вытеснить Россию из Черноморского региона, тем самым ограничить ее продвижение на Ближний Восток;
• Турция стремилась к отторжению от России Крыма и Кавказа;
• Россия стремилась разгромить Османскую империю, захватить черноморские проливы и расширить свое влияние на Ближнем Востоке.
В 1853 г. был заключен англо-французский секретный договор, направленный против России.
Презентация стр. 29
Этапы Крымской войны:
1) ноябрь 1853—апрель 1854 гг. — русско-турецкая кампания (Дунайский фронт);
2) апрель 1854—февраль 1856 гг. — англо-французская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье (Кавказский фронт), попытки высадки англичан на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском.
Основные сражения: на реке Альма, оборона Севастополя, бои за Малахов курган.
Полководцы: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Н. Н. Муравьев.
Презентация стр. 30
В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Турцией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией, Сардинией, с одной стороны, и Россией — с другой. Условия:
• от России отторгалась южная часть Бессарабии с устьем Дуная;
• в обмен на Каре с областью России возвращались Севастополь, Евпатория и другие города в Крыму;
• Черное море становилось нейтральной территорией: России и Турции запрещалось иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море;
• черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных кораблей всех стран;
• Россия лишалась права защиты православного населения Османской империи, покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.
История – это наука, изучающая человеческое общество в его развитии. В силу предмета изучения она относится к ряду социальных наук, занимая в нём особое место.
Две главные особенности отличают историю от других наук о человеке:
- История имеет дело с уникальными неповторимыми событиями и должна заниматься конкретными явлениями.
- чрезвычайная широта исследовательского поля.
Историк, в отличие от специалистов в других социальных науках, имеет дело с явлениями самых разных типов:
• экономическими — фактами хозяйственной жизни людей;
• социальными — группами и слоями общества, принципами взаимодействия между ними, социальными институтами — основными учреждениями и устойчивыми правилами, в соответствии с которыми регулируется жизнь общества;
• психологическими — эмоциями и чувствами людей и больших человеческих сообществ;
• политическими и правовыми — политическими событиями, формами организации государства и управления, правовыми нормами и правилами социального поведения, сложившимися в процессе развития общества;
• культурными — явлениями, порожденными человеческим духом в сфере литературы, искусства, научного знания, а также мировоззрением и представлениями о мире, характерными для конкретного общества.
Предмет исследования сближает историка со специалистами в областях экономики, права, социологии, литературоведения и истории искусства. История — самая универсальная из всех социальных наук, так как все они связаны с ней корнями и происходят из интереса человеческого общества к своему прошлому.
Собственно же историческое исследование базируется на основе анализа исторических источников.
Источник – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя (будь то рукопись, картина, документ, обряд, предмет и т.п.), которое может быть использовано как основание для какого-либо утверждения о прошлом. По общему убеждению исследователей, без источника история невозможна.
Облик прошлого во многом зависит от того, как историк определяет круг источников. В разное время в историческом сознании существовали разные оценки разные критерии оценки источника.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).
3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.
5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.
6. Кинофотодокументы.
Когда историк приступает к работе над отобранными для ознакомления источниками, первая его задача заключается в расшифровке и освоении текста, установлении его происхождения (авторства, времени, места и целей составления) и подлинности. В этих операциях, относимых обычно к внешней критике источника, исследователю оказывают помощь палеография, эпиграфика, текстология, сфрагистика, дипломатика и другие вспомогательные исторические науки. После завершения внешней критики исследователь переходит к установлению полноты, достоверности и точности сведений, содержащихся в источнике. Этот этап работы принято называть внутренней критикой источника, или герменевтикой.
Для понимания источника необходимо учитывать социально-исторические условия его возникновения и конкретные обстоятельства создания. Все источники так или иначе несут на себе отпечаток представлений, убеждений и идеалов их создателей, отражают их индивидуальные взгляды и культуру эпохи.
При изучении любого источника исследователю необходимо интерпретировать его данные, т. е. попытаться восстановить первоначальный смысл, учитывая его семантические изменения во времени, а также и некоторую неполноту. Сведения о прошлом по пути к историку проходят своеобразную фильтрацию, и после каждого ее этапа информации остается все меньше.
Таким образом, отдельные факты могут быть безвозвратно утрачены. Однако восполнить некоторые недостающие сведения оказывается возможным по разным категориям источников; помимо того, характерные явления и процессы эпохи, как и ее значимые события, как правило, фиксируются в разнообразных свидетельствах современников, а следовательно, имеют шансы сохраниться для последующих поколений.
Событие и факт – важные исторические категории.
Событие – нечто произошедшее, свершившееся: то, что попало в сферу внимания исследователя. Историю часто понимают в связи с её отношением к событиям.
В историческом знании существуют разные интерпретации события. Условно их можно разделить на реалистическую и конструктивистскую.
Реалистическая интерпретация - всё, что случилось в прошлом, неизменно, имеет свою структуру и зафиксировано в источниках. События, таким образом, являются сырьём для историка. Работа исследователя, в соответствии с такой позицией, оценивается с точки зрения правдивости, адекватности отражения материала по отношению к событиям прошлого.
Сторонники конструктивистской интерпретации утверждают, что события не существуют независимо от исследователя. Историк, работая с разнообразными источниками, делает умозаключение о произошедшем, создает интеллектуальную конструкцию события. Таким образом, событие можно в какой-то мере рассматривать как произведение труда историка. Исследователь не описывает нечто, открыто лежащее перед ним, но «учреждает» событие, которое позволяет сгруппировать отдельные «голоса» прошлого, придать смысл свидетельствам источников.
В рассуждениях историков 19-20 века понятие «событие» нередко пересекается с понятием «факт». В целом, если событие запечатлевает нечто произошедшее, то факт можно рассматривать как утверждение о событии.
Понятие «факт» (лат factum – сделанное) имеет по меньшей мере два значения: одно указывает на что-либо совершившееся, другое – на достоверность, подлинность свидетельства о произошедшем.
Историческое сознание – память о прошлом и интерес к нему – свойственно в той или иной степени всем людям и народам.
Вместе с тем и само отношение к прошлому, и способы получения информации о нём чрезвычайно разнообразны, что позволяет говорить о существовании разных типов исторического сознания.
Для массового, или некритического, исторического сознания характерны три особенности:
- осовременивание прошлого;
- ретроспективный подход к прошлому, представляющему в данном контексте интерес только сточки зрения происхождения современных явлений социальной жизни;
- свободное использование вымысла и воображения для реконструкции целостного образа прошлого.
Массовое сознание ищет в прошлом примеры для подражания или осуждения. Это означает, что история воспринимается как своего рода иллюстрация этических предпочтений конкретной эпохи. Исторические персонажи изображаются как примеры социального поведения, им приписываются качества и мотивы, которые представители отдельного сообщества считают определяющими для собственного поведения.
Трансформация истории:
Социальная история
Социокультурная история
Новая культурная история
Новая культурно-интеллектуальная история.