Законодательство об информационных правоотношениях

Состояние защищенности ее национальных интересов

Обеспечивающее ее формирование, использование и развитие

в интересах граждан, организаций, государства[1];

 

Доктрина информационной безопасности под информационной безопасностью Российской Федерации также понимает

в информационной сфере,

определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»

При этом подчеркивает, что национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит «от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать»[2].

 

Надо отметить, информатизация внесла принципиальные изменения в содержание общественных отношений и обусловила взаимосвязь между информационной и общественной безопасностью.

Одним из главных направлений обеспечения общественной безопасности является защита информации, поскольку национальный информационный ресурс сегодня – один из главных источников, образующих основу общественной и национальной безопасности в целом.

Как видно, понятие «информационная безопасность» означает возможность распространять и получать информацию, а также защищать ее от использования в целях, нарушающих права, свободы и интересы граждан, общества и государства. Именно поэтому понятие «информационная безопасность» означает и определенную систему правовых запретов на доступ к информации, относящейся, как правило, к государственной тайне.

Учитывая терминологическую насыщенность нормативной базы, регулирующей информационные отношения, и ее значение рассмотрим основные законодательные акты более подробно в той последовательности, в которой они были приняты.

 

До принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Закон "О правой охране программ" ) программное обеспечение компьютеров вообще не было законодательно защищено от незаконных действий. Программы свободно копировали и использовали, не опасаясь наказаний.

Основной идеей этого закона, а также принятого одновременного с ним Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3526-I "О правовой охране топологии интегральных микросхем" являлось урегулирование отношений в сфере защиты прав авторов и разработчиков программно-технического обеспечения.

В Законе впервые в отечественной законодательной практике были зафиксированы важнейшие понятия и правовые конструкции, отражающие представление законодателя об элементах охраняемой сферы. Давались определения целому ряду терминов, "программа для ЭВМ", "база данных", "модификация программы" и другие, положивших основу развитию правовой терминологии в данной области.

Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 году, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) (ст.1).

В Законе указано, что он является элементом законодательства России об авторском праве и смежных правах наряду с другими актами, в том числе Законом "О правовой охране программ".

Здесь повторяется и уточняется ряд формулировок Закона "О правовой охране программ", разграничивающих авторские права на программы и базы данных и смежные права (ст.4; разделы II и III).

Закон РФ "О государственной тайне", принятый в 1993 году, урегулировал отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитной в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В законе имеется ряд важных терминов, раскрывающих природу этих специальных информационных отношений (государственная тайна, носители сведений, составляющих государственную тайну, средства защиты информации, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну).

Законом "Об обязательном экземпляре документов", принятым в 1993 году, впервые определяется понятие документа (ст.1). Под таковым понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В ст.5 данного Закона впервые отражена классификация документов. Характерно, что алгоритмы и программы по этой классификации относятся к электронным изданиям и/или к неопубликованным документам.

Принятый в 1994 году Гражданский Кодекс Российской Федерации впервые (ст.128 ГК) отнес к объектам гражданских прав информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). В ст.139 законодатель конкретизировал свои представления об информационных отношениях, включив в эту сферу вопросы, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Закон "О связи", принятый в 1995 году, в контексте рассматриваемой проблемы установил и разъяснил понятие электрической связи (электросвязи), определяемой как всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио- оптической и другим электромагнитным системам (ст.2).

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. определил ряд важных понятий: информация, документированная информация, информационные процессы, конфиденциальная информация, собственник информационных ресурсов и др. Следует лишь заметить, что законодатель выделил именно документированную информацию как объект собственности, а следовательно защите подлежит только документированная информация.

Целью Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", принятого в 1995 году, является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене (ст. 1).

В дополнение к определениям, установленным ранее, данный Закон ввел ряд новых определений, таких как: "массовая информация", "информационные продукты", "информационные услуги", "информационная безопасность" (ст.2).

Так, массовая информация - это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В заключении надо отметить, что принятие нового Уголовного Кодекса придало завершенность данной сфере правового регулирования.